Previous Entry Share Next Entry
Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата



That is the true beginning of our end
          Шекспир. Сон в летнюю ночь. 5, 1.



После того, как мы познакомились с двумя главными действующими лицами нашего рассказа, перейдем к изложению Дневника солдата (историю этого документа мы поместили ранее), позволив себе иногода отвлекаться от его содержания для комментариев и разъяснений.

Предварительно поместим карту из «Морского атласа» с изображением маршрута Непобедимой армады на фоне военных действий в Европе в 1585-1604 гг.


название или описание

Источник: Морской атлас. Том III.-Главный штаб военно-морского флота (1958) (кликабельно)


Дневник открывается записью за 22 июля 1588 года. Чтобы картина была полной, скажем несколько слов о предшествующих событиях.

9 мая 1588 г., после пышной службы к Кафедральном соборе Лиссабона, герцог Медина-Сидония отдал приказ кораблям Армады поднять якоря, покинуть Лиссабон, и двигаться на север вдоль португальскою побережья. Но есть приказы, которые не в состоянии выполнить даже самые мужественные моряки. Неблагоприятный ветер и сильное волнение не позволило кораблям начать движение в течение трех последующих недель. И лишь 30 мая Армада вышла из Лиссабона. Еще две недели прошли в неравной борьбе со стихией. Проходить удавалось едва ли больше десяти миль в сутки. Цель похода оставалась недостижимой, но запасенные ресурсы были истощены. Наибольшую проблему создавал дефицит питьевой воды. Медина-Сидония собрал совет высших командиров Армады, на котором было решено зайти в порт Ла-Корунья. Но даже этот простой маневр для кораблей испанских эскадр не обошелся без потерь: шквал рассеял часть Армады и лишь к 24 июня последним кораблям флота удалось стать на якорь в Ла-Корунье. 27 июня военный совет Армады рекомендовал королю отложить экспедицию, чтобы восполнить потери в людях и возобновить припасы. Король был настроен решительно: поход должен быть возобновлен как можно скорее. 22 июля Непобедимая Армада покинула Ла-Корунью. Далее будем следить за событиями вместе с автором дневника.

Утром в пятницу 22 июля, в день св.Марии Магдалины, Армада покинула порт Ла-Корунья. Но корабли не смогли пройти и двух лиг, так как вынуждены были бросить якоря из-за полного штиля. На заре следующего дня, субботы 23 июня, корабли поставили паруса при юго-юго-западном (SSW) ветре и продолжили плавание.


Примечание 1. (Морская лига (nautical league, marine league) — единица длины, применяемая в морском деле. Равна трём морским милям, примерно 5.6 км),
Примечание 2. При указании на конкретные румбы компаса, в том числе и на направление ветра, следует принимать во внимание изменение магнитного склонения, произошедшие после 1588 года. Магнитное склонение для той части Европы, в которой развернулись рассматриваемые нами события, изменились на целый румб к востоку.


Во вторник 26 июля, в день св. Анны, мы вновь легли в дрейф и смогли возобновить плавание только в четыре часа после полудня, при северном ветре, который сохранялся до рассвета вторника 27-го, когда он переменился на западный и удерживал это направление до четырех пополудни среды; в это время ветер усилился до такой степени, что возникла перекрестная волна (mar al través)


Примечание 3. Перекрестное волнение, квадратная волна (mar al través, mar cruzado (исп.), cross sea (англ.)) – состояние морской поверхности, возникающее при взаимодействии двух волновых систем, двигающихся под углом друг к другу. В открытом море может представлять серьезную опасность для мореплавания.




Перекрестное волнение в районе маяка на острове Ре, близ Ла-Рошели, Франция. Фото Michel Griffon


В тот день луна была на юге, а перед ней находилась [Полярная] звезда.

На рассвете четверга 28 июля мы продолжили путь в составе, сократившемся на сорок кораблей, которые отделились от флагмана ночью. В их числе четыре галеры, которые не выдержали непогоды. Море успокоилось, мы продолжали движение при том же западном ветре, но при уменьшенной парусности, чтобы дать возможность отставшим кораблям догнать нас.

В пятницу 29 июля, в три часа дня, увидели побережье Англии и соединились с пропавшими кораблями, за исключением четырех галер и флагманского корабля эскадры Хуана Мартинеса де Рекальде.



Примечание 4. Флагманский корабль (la nao capitana) бискайской эскадры Santa Ana сбился с курса «вследствие халатности штурмана и поломки фор-стеньги» («por el descuydo del piloto y de haverse rompido un árbol de gavia de la proa»), укрылся от шторма в La Hogue (нынешний Сен-Ва-ла-Уг , Saint-Vaast-la-Hougue, Франция), затем перешел в Гавр, где был блокирован англичанами до окончания кампании. Армада таким образом потеряла 32 пушки. Кроме того, не смогли (или не пожелали?)покинуть убежище и четыре галеры.





Положение кораблей Армады по состоянию на 29 июля 1588 года. Гравюра Augustine Ryther, 1590. Лондон, National Maritime Museum. Из атласа Роберта Адамса.

Стояли с убранными парусами до следующего дня, субботы 30 июля. На рассвете начали движение по направлению к Плимуту, но в пять часов после полудня вновь убрали паруса, так как увидели корабли противника с подветренной стороны (a sotavento), а также потому, что было уже поздно и мы не хотели потерять преимущество в положении относительно противника.




Положение кораблей Армады и английского флота по состоянию на 30 июля. Источник см. выше.

Эти действия были предприняты вразрез с мнением адмирал-генерала [Рекальде], который считал необходимым продолжать движение под парусами, пока корабли не достигнут входа в порт Плимута.


Примечание 5. Эта краткая запись в Дневнике отражает драматический поворот в экспедиции Непобедимой Армады. Когда испанский флот увидел английские берега в районе мыса Лизард, Медина-Сидония собрал высшее командование флота на борту флагманского галеона Сан Мартин (São Martinho). Алонсо Мартинес де Лейва предложил с ходу атаковать Плимут, где проходила дооснащение основная часть английского флота. Лейву решительно поддержал Рекальде. Медина-Сидония отверг предложение опытных моряков. Рекальде пытался отстоять свою точку зрения в донесениях к высшему руководству страны (мы имеем сегодня тексты этих посланий), но мобильных телефонов тогда не было, а почта ходила очень медленно, так что эти донесения имели назначение скорее оправдать себя в глазах командования и историков, чем повлиять на развитие событий.



Продолжение последует.

  • 1

И сразу возникает конфликт географии и организации. Весь апрель-май у побережья Португалии дуют южные и юго-западные ветры. Летом они меняются на восточные и северо-восточные С этой точки зрения выход к Каналу в середине апреля - начале мая был гораздо выгоднее, чем в июле, но в мае-июле приходит Серебряный флот, который требует охраны.
В общем, организационный тупик.


Спасибо за дополнение.
Правда, опыт нас учит, что средние показатели не всегда реализуются такими же конкретными значениями, особенно в таких областях, как погода на море.
А насчет необходимости охраны Серебряного флота - так англичане уже в марте объявили об ожидаемом походе Армады, так что вряд ли решились бы на дробление сил своего флота перед лицом испанской опасности.

Ну так помимо Испании есть еще и французы, и гугеноты, базирующиеся на Ла-Рошель, и голландцы. Ну и "повстанцы" Антониу, приора Крату.

Я думаю, вы помните, что 12 мая - это "День баррикад" и герцог Гиз берет Париж. И хотя восстание не было так хорошо скоординировано с отбытием испанской Армады, как на то рассчитывал испанский посол Мендоса, но оно отвлекло внимание гугенотов Франции от помощи Англии.Так что не до морских авантюр французским гугенотам было в это время. Также и голландцы тряслись, ожидая высадки испанского десанта.

Edited at 2017-02-08 01:09 pm (UTC)

Учитывая, что дневник писан испанцем, с морской лигой возникают проблемы. Сорри, что из вики и без перевода.
Legua nautica (nautical league): Between 1400 and 1600 the Spanish nautical league was equal to four Roman miles of 4 842 feet, making it 19 368 feet (5 903 meters or 3.1876 modern nautical miles). That seems pretty straight forward until one realizes that the accepted number of Spanish nautical leagues to a degree varied between 14 1/6 to 16 2/3 so in actual practice the length of a Spanish nautical league was 25 733 feet (7 843 meters or 4.235 modern nautical miles) to 21 874 feet (6 667 meters or 3.600 modern nautical miles) respectively.

Спасибо. Я проверял значение кастильской лиги по испанским источникам. (Обобщено в El Pequeño Larousse Ilustrado, 1998)
La legua castellana se fijó originalmente en 5000 varas castellanas, es decir, 4,19 km (4.190 m) o unas 2,6 millas romanas, y variaba de modo notable según los distintos reinos españoles, e incluso según distintas provincias, quedando establecida en el siglo XVI como 20 000 pies castellanos; es decir, 5572,7 metros.
Извините, что без перевода. Но здесь для 16 века дано значение, близкое к приведенному в тексте. В других документах дела, относящихся к этому вопросу, упоминается, что используется именно кастильская лига.

Очень интересно - прямо прекрасное кино с "закадровым текстом".
А насколько реально было бы таки вломиться в Плимут, если был бы принят этот вариант действия?

Думаю, вполне реально. Может быть, не сразу, а после тяжелого встречного сражения, где у испанцев были все шансы выйти победителями.

Вот не раз уже и в Ваших, и в других описаниях встречаются ситуации, когда первый решившийся на действие либо выиграл, либо имел хорошие шансы, если бы решился...

" Как Чичиков мог решиться на такой отважный пассаж " (с)
Это было основное качество Медина-Сидония - нерешительность. Будь командующим Лейва или Рекальде - возможно, история Европы сложилась бы иначе.

Если мне не изменяет "Память", Алонсо Перес де Гусман всячески отбояривался от этого назначения, называя причины одна другой уважительней. Но я совершенно не помню, чем объяснялась такая настойчивость Филиппа в отношении именно его

Память Вам не изменяет. Настойчивость Филиппа - это тайна мадридского двора. Может быть, в дальнейшем мы попытаемся приоткрыть ее. А сейчас в двух словах: Филипп, назначая герцога, не преследовал цели выбрать лучшего адмирала или лучшего генерала для будущих сражений. Он назначал генерал-квартирмейстера, который смог бы решить все проблемы материального обеспечения громадного флота и армий на борту его кораблей. Медина-Сидония был одним из богатейших людей Испании, первым грандом Кастилии. Одним словом, у герцога были деньги, а король нуждался в деньгах. Конечно, там были и другие обстоятельства, но это, пожалуй, главное.

Непобедимая армада

Пользователь victor_gubarev сослался на вашу запись в своей записи «Непобедимая армада» в контексте: [...] Оригинал взят у в Непобедимая армада [...]

Сколько же терпения было у испанцев так ползти с такими трудностями..

И в Писании сказано: в терпении стяжите души ваши... (с) ) Как подданные самого католического короля в мире испанцы это должны были понимать.

Хороший ответ ))

А также (опять-таки судя по многим рассказам) как более других знакомые с постоянным потоком организационных и прочих проблем больших сборных сил.

Непобедимая армада

Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Непобедимая армада» в контексте: [...] Оригинал взят у в Непобедимая армада [...]

Перекрестное волнение классно смотрится, не знал про такое.

Классно, согласен. Но не в открытом море, где в узлах встают горы из воды. Очень опасное явление для деревянных скорлупок.

Это как "Девятый вал" - круто, но лучше наблюдать со стороны)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account