Previous Entry Share Next Entry
Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата (продолжение)



Вот третий здесь в военном одеянье,
С пером на шляпе красным и с усами:
Вторым служил на флоте он - и утонул
В сраженье против англичан проклятых.
          М.Ю.Лермонтов. Испанцы



Продолжим чтение дневника Рекальде («Дневника солдата») о событиях экспедиции Непобедимой армады к берегам Англии.


На рассвете воскресенья 31 июля у входа в Плимут мы заметили корабли противника, которые маневрировали с целью выиграть ветер. Численность их достигала 70 единиц. Около девяти утра весь английский флот сконцентрировал огонь своих орудий на корабле вице-флагмана, галеоне Сан Хуан (San Juan), на борту которого находился адмирал Хуан Мартинес де Рекальде. Выпустив более трехсот ядер и получив в ответ сто сорок ядер от флагмана, англичане отошли, оставив нам серьезные повреждения: был перебит грота-штаг и ядро насквозь пробило фок-мачту (con las balas ... el estay mayor, y pasado el árbol de trinquete con un balaco de p[ar]te a parte)




Корабли Непобедимой армады и английского флота в бою. Работа голландского гравера Яна Лёйкена (Jan Luyken).


Примечание 6. Внимательный читатель может упрекнуть нас в том, что некоторые даты упоминаемых нами событий отличаются от тех, которые приведены в цитируемых документах. По этому поводу сделаем следующее замечание. В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел в католических странах, в том числе и в Испании, новый календарь (названный позднее григорианским) взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Разница составила 10 дней (некоторые невнимательные авторы принимают эту разницу равной 11 дням, чем вносят дополнительную путаницу в хронологию событий). Англия перешла на новый календарь лишь в 1752 году (вот тогда разница между календарями составляла действительно 11 дней). Поэтому в 1588 году все английские документы датировались по старому стилю (например, 19, 20, 21 июля и т.д.), а испанские – по новому (соответственно 29, 30, 31 июля и т.д.). Мы используем в нашем рассказе новый стиль.

Примечание 7. В дневнике содержится очень короткий отчет о первом дне сражения. Впрочем, некоторые исследователи и вовсе его пропускают, считают несущественным для кампании в целом. Между тем, именно в этот первый день проявились все оперативно-тактические задумки противников. Добавим поэтому более подробные, чем обычно, пояснения к наблюдениям автора дневника.

Появление испанских кораблей не стало неожиданным для английского флота. Еще накануне была создана сеть раннего предупреждения, в состав которой входили как береговые посты наблюдения, так и выдвинутые в море дозорные корабли англичан. Первым новость о появлении испанской Армады у мыса Лизард принес 50-тонный пинас Golden Hind, случилось это в 15.00 30 июля.


Появление испанской Армады у мыса Лизард. Копия гобелена, сгоревшего при пожаре Вестминстерского дворца в 1834 году. Ныне копии, как и прежние гобелены, украшают английскую палату лордов.


Возможно, именно этот пинас заметили корабли испанского авангарда; об этом писал в своем донесении казначей Армады Pedro Coco Calderon.

Позаботились о разведывательном обеспечении операции и испанцы. Герцог Медина-Сидония послал сабру под командованием своего доверенного офицера, хорошо знавшего английский язык, альфереса Хуана Хиля (Juan Gil) к английскому берегу. Хиль захватил в порту Фалмута судно с четырьмя местными рыбаками на борту, которые сообщили интересующую испанцев информацию о составе и местонахождении английского флота.
С первым же отливом английские корабли начали покидать бухту Плимута. Воспользовавшись заминкой испанцев, вызванной нерешительностью Медина-Сидония (мы писали об этом раньше), большая группа английских кораблей под командованием Чарльза Говарда, закончив верповку, ночью вышла из Плимута и, пользуясь плохой видимостью (туман, моросящий дождь), перерезала курс и вышла в тыл кораблям Армады, оказавшись в выгодном наветренном положении относительно противника.

Приведем схему этих передвижений английского флота




Спустя некоторое время другие, остававшиеся до этого времени в Плимуте, корабли англичан под командованием Дрейка вышли из порта и начали маневрировать вдоль побережья, с целью обойти движущийся испанский флот и соединиться со своими главными силами. Осознав неминуемость сражения, Медина-Сидония поднял на топе грот-мачты королевский штандарт как сигнал к перестроению из походного в боевой ордер. После выполнения приказа авангард Лейвы оказался на левом фланге, а арьегард Рекальде – на правом (мы учитываем, что весь строй Армады продолжал движение генеральным курсом на восток-северо-восток и, в отличие от боевых порядков противников в предыдущих морских сражениях, левый фланг испанцев находился напротив левого фланга англичан).


Копия сгоревшего гобелена. Испанская Армада и английские корабли близ гордка Фой, Корнуолл. Фрагмент. Художник Richard Burchett, ок. 1860 г.


Английский Лорд верховный адмирал Чарльз Говард был верен средневековым традициям.


Адмирал Говард. Художник John Chapman, 1796.


Формально между Англией и Испанией еще не была объявлена война, поэтому, подобно своему пращуру королю Артуру в битве с «императором Луцием», Говард посылает личный пинас с обидным для испанцев названием Disdain (“Презирающий»); Disdain бросает вызов испанской Армаде, выстрелив по направлению к кораблю дона Алонсо де Лейвы La Rata Santa María Encoronada, который он принял за флагмана (этот момент как раз и изображен на приведенной выше копии гобелена). Исполнив долг, который ему диктовала честь рыцаря, сэр Чарльз повел свои корабли в строю кильватерной колонны к северному, ближнему к берегу флангу испанцев (ввиду того, что англичане атаковали испанскую Армаду с тыла, понятия левого и правого фланга становятся, как уже отмечено, весьма относительными, поэтому лучше в данном случае ориентировать фланги по сторонам света и по отношению к ближайшей береговой линии).

Продолжим в следующий раз, когда подробно поговорим о маневрировании флотов.

Прекрасную часть моих читателей – с праздником.

  • 1
Вам большое спасибо.

Зачем этот странный манёвр, зайти сзади, т.е. стать догоняющим фактически?

"Сзади" под парусами может быть только относительно ветра и то в устах не морского человека. Это есть " быть на ветру". В силу того, что "подветренный" сильно ограничен в манёвре, то есть, по существу, уже вынужден просто убегать по ветру от "наветренного", то, скорее всего тот, кто оказывался "сзади" почти автоматом выигрывал битвы. В силу того, что быстрые наветренные корабли однозначно топили все тихоходы противника, а сумевшие убежать быстроходы, оказывались в банально меньшинстве и одиночестве. Их давили по отдельности. Наверна, кактатаг.

Как-то так. Чтобы было яснее - следующий пост посвятим вопросам тактики парусного флота в 16-17 вв.

Не надо умничать. В данном, конкретном случае Армада шла своим курсом на Восток, так что "сзади" и англичане именно, что догоняли. Роза ветров в это время и в этом месте то же способствует движению на Восток.
Скороходы просто приводятся по самому тихоходному кораблю и строй не нарушается.
Если предположить, что английские корабли были быстрее, что это им даёт? Пройти Армаду они не смогут. Разве что повреждённые английские корабли никто добивать не будет, так как ветер отнесёт всю свалку дальше на Восток, собственно туда, куда испанцам и надо.

Правильное замечание. Но если бы англичане не выиграли ветер, благодарственную мессу заказывали бы испанцы.

Любезнейший, паспакойнее папрашу.
Вот это ваше "просто приводятся" я сотни раз исполнял под парусами, и то не берусь разсуждать о тактике парусного боя.
Могу сказать адназначна только одно - выигрывают способные мыслить стратегически в строгой привязке к местным условиям.
Это не футбол, а парусный спорт, где практически невозможно выиграть не зная местных условий.
Посмотрите хотя бы "Пиратов Карибского моря".
Это вам не дизеля завёл и пошёл артпогреба разгружать механизировано.
Именно поэтому, думаю, Ушак-паша мочил персов, наглы спанцев, а иппонцы, те же наглы, ввалили Рожественскому.

Посмотрим дальнейшее развитие событий, пока англичане просто поскубали армаду, никаких преимуществ не достигли.
Проблема испанцев в ветре, который не дал им вернутся в Атлантику через Ла-Манш, а погнал вокруг Британских островов, что, в свою очередь, связано с сезоном и соответственно с неправильным таймингом операции.
А в XVI веке ещё никакого маневрирования флотами не было, это пришло уже позже, через столетие, и связано с именами Тромпа и Монка.

Обсудим это в свое время. Не стоит так категорично.

Воот, уже интереснее.
Я бы даже сказал - ВОООТ ОНО, в чём дело, Карл!
Я не ходил вокруг Британских островов. Но когда милях в 600 западнее Азорских остров пришёл восточный ветер, я протёр лоцию до дыр в поисках хотя бы упоминания восточных ветров, которые могли бы помочь спанцам закончить эту идиотскую затею успешно.
Проблема в том, что у меня дальность под солярой как раз 600, а я не спанец и люблю думать вперёд.
Теперь согласен, если мы знаем, что спанцы дальше зачем-то пошли вокруг островов, то именно это и погубило армаду.
Там господствующий запад, потом север, потом немношко, совсем немношко юг, с которым европейские яхтсмены возвращаются осенью из Средиземки прыжками, и нет востока совсем. Поэтому там был (и есть) канал, срезающий Бискай.
Причём, но это уже совсем неинтересно, с наветра от островов качает океанская зыбь, легко вытряхивающая из парусов возможные восточные отдувы.
Да оне передохли поди все.

Теоретически, там сильные приливо-отливные течения и небольшие глубины, т.е. можно дрейфовать на Запад с течением и отстаиваться на якоре, когда течение в Ла-Манше меняется, но вести военные действия в таком режиме решительно невозможно.
А вокруг Британских островов пошли от безнадёги, дорога через Ла-Манш закрыта, восточный ветер можно ждать до весны, а на свободной воде можно было бы отманеврировать не только на попутном ветре, но и на северном или южном. Летом возможно и сработало бы, но зимой, Северная Атлантика, циклоны, без шансов.

Гы...
Значед, не от безнадёги.
За сколько там лет господства на море, поди повыродились реальные посоны и адмиралы превратились в одмералов - в жырных, трюмных крыс. Не только трусливых, но и не способных думать.
Sic tranzit gloria mare.

Ну там настоящий Адмирал умер накануне похода в Лиссабоне, Медина-Сидония пострадал за красавицу жену, его назначили на место которое он не хотел и не понимал. Ну а так у них даже лоцманов не было на Ла-Манш, набирали фламандцев и португальцев. В общем странное предприятие с "билетом в один конец".

Поговорить о маневрировании флотов было бы зело интересно ибо при наличии только одного движителя - паруса, очевидное превосходство более быстрого корабля над медленным в случае битвы флотов становится совсем не очевидным.
Что такое "закончив верповку"?
Выбрать якорь не проблема. Значит англичане таким образом (завозя и выбирая якоря) вытащили свой флот на ветер из безветрия гавани?

Очень мало места для маневра большого парусного флота. Поэтому каждый корабль выводили с помощью весельных судов, завозивших вперед малые верповочные якоря, и мускульной силы моряков на шпилях.

Дадад, я так и подумал. Ппц работка.

Непобедимая армада

Пользователь victor_gubarev сослался на вашу запись в своей записи «Непобедимая армада» в контексте: [...] Оригинал взят у в Непобедимая армада [...]

Непобедимая армада

Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Непобедимая армада» в контексте: [...] Оригинал взят у в Непобедимая армада [...]

Непобедимая армада

Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Непобедимая армада» в контексте: [...] sh manoeuvred to gain the weather gauge of the Armada. ] Ранее в нашем рассказе мы остановились [...]

Непобедимая армада: первые потери

Пользователь victor_gubarev сослался на вашу запись в своей записи «Непобедимая армада: первые потери» в контексте: [...] sh manoeuvred to gain the weather gauge of the Armada. ] Ранее в нашем рассказе мы остановились [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account