Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата



That is the true beginning of our end
          Шекспир. Сон в летнюю ночь. 5, 1.



После того, как мы познакомились с двумя главными действующими лицами нашего рассказа, перейдем к изложению Дневника солдата (историю этого документа мы поместили ранее), позволив себе иногода отвлекаться от его содержания для комментариев и разъяснений.

Предварительно поместим карту из «Морского атласа» с изображением маршрута Непобедимой армады на фоне военных действий в Европе в 1585-1604 гг.


название или описание

Источник: Морской атлас. Том III.-Главный штаб военно-морского флота (1958) (кликабельно)


Дневник открывается записью за 22 июля 1588 года. Чтобы картина была полной, скажем несколько слов о предшествующих событиях.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Алонсо Мартинес де Лейва



Los infantes españoles prefieren la muerte a la deshonra. Ya hablaremos de capitulación después de muertos.
Испанские солдаты предпочитают смерть бесчестью. О капитуляции мы, возможно, поговорим после смерти.
          Ответ командира испанской терции в битве при Эмпеле (1585) Франсиско де Бобадильи на предложение голландцев сдаться



Второй (наряду с Рекальде) заметной фигурой из командования Непобедимой армады, о которой мы хотим поговорить, является дон Алонсо Мартинес де Лейва (Don Alonso Martínez de Leiva, 1544-1588; дата рождения указана приблизительно). Начнем с главной интриги вокруг его имени, которая получила широкую известность: его ли изобразил Эль Греко на своем знаменитом полотне «Портрет джентльмена из Каса-де-Лейва» (1580).



El Greco, RETRATO DE CABALLERO DE LA CASA DE LEIVA. Музей изящных искусств, Монреаль.


Учитывая дату исполнения портрета – 1580 год – на роль кабальеро подходят два человека, два сводных брата по отцу: интересующий нас Алонсо Мартинес де Лейва и Санчо Мартинес де Лейва (Sancho Martínez de Leiva, 1555-1601). Оба брата были блестящими воинами, Алонсо закончил свои дни в морской пучине у берегов Ирландии в 1588 году, Санчо – губернатором Камбре в 1604 году. Оба брата были рыцарями ордена Сантьяго. Конечно, наличие этого ордена на портрете было бы отличительным признаком, но Алонсо получил его лишь в 1588 году, а Санчо – в1597. Именно дон Алонсо секретным указом короля Филиппа II был назначен преемником герцога Медина-Сидония на посту командующего Армадой в случае смерти последнего.

К сожалению, нет других изображений этих молодых людей, чтобы сравнить их внешность и сделать выбор в пользу одного или другого.

За одним исключением.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Медина-Сидония и Рекальде: когда в товарищах согласья нет…



Послушать тебя все едино, что наших керженских келейниц: все бес творит, а мы, вишь, святые, блаженные, завсегда ни при чем. Везде один он, окаянный, во всем виноват... Бедненький!..
          П.И. Мельников-Печерский. В лесах




Не корите меня: я не покинул тему фелук, начатую в прошлых постах, а лишь решил бросить более широкий взгляд на обстановку, в которой фелуки под именем falúa впервые появились в строю боевых кораблей. Произошло это в походе Непобедимой армады на Англию в 1588 году. Фелуки входили в состав эскадры малых кораблей под командованием дона Антонио Уртадо де Мендосы, которого после смерти сменил Августин де Охеда.

Как известно, в эту эскадру, наряду с черырьмя относительно крупными кораблями (водоизмещением более 100 тонн), входили 34 судна меньшего размера: 10 каравелл, 10 паташей (pataches), семь фелук (falúas) и семь сабр (zabras).

Из сохранившихся свидетельств о походе Непобедимой армады и особенно из некоторых документов, лишь недавно введенных в обращение, нам известно, что командовавший походом герцог Медина-Сидония лишь изредка собирал своих подчиненных командиров для инструктажа и обсуждения сложившейся вокруг Армады обстановки. Обычно же распоряжения командующего на корабли Армады доводились специальными письменными указаниями (billetes), которые доставлялись адресату на фелуках (falúas) или паташах (pataches).

Описаний экспедиции Непобедимой Армады множество, в том числе и на русском языке.


Крушение корабля Непобедимой армады во время шторма. Иллюстрация из ‘Spanish Pictures’ (Samuel Manning, 1870). Частная коллекция

ДалееCollapse )

Фелука
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Фелука: арабское происхождение термина




Когда бы были у меня цехины,
Я где-нибудь фелуку бы достал
И сделался б пиратом...
          А. К. Толстой Дон-Жуан



В предыдущем рассказе мы разбирались с терминологическими особенностями названий фелуки в русском языке. Сейчас попробуем найти корни этого термина в других языках.


Захват Дамьетты. Полотно Корнелиса Класа ван Вирингена. Ок. 1625. Frans Hals Museum, Харлем. Справа на переднем плане – фелука.


У Дэвида Стила (The Elements and Practice of Rigging And Seamanship, 1794, by David Steel) фелука (felucca) отнесена к категории иностранных судов и практически сводится к уменьшенному варианту галеры:


FELUCCA.
A small vessel used in the mediterranean, rigged and navigated similar to galleys; but seldom go out of sight of the coast.
Фелука. Небольшое судно на Средиземном море, оснащенное и управляемое подобно галерам; однако редко отходит в море вне видимости берега.





ДалееCollapse )

Типы генуэзских кораблей
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Фелука



Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат.
          Н. С. Гумилев. «На полярных морях и на южных...»





Греческая фелука у берегов Месолонгиона.


Feluca (1642-XX в.)
Приступая к рассмотрению очередного корабля, который строили на верфях Лигурии, мы с самого начала оказываемся в трясине терминологических хитросплетений. Чтобы выбраться из нее на твердую почву, сразу же договоримся о терминах; начнем с тех, которые так свободно используются в нашем родном языке.

ДалееCollapse )

Типы генуэзских кораблей
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Леудо: виновоз и не только


― Тогда будем знакомы, ― сказал незнакомец, приподнял обеими руками над головой каскетку и снова положил ее на лысую голову. ― Аристарх Липогон, бывший каботажный шкипер. Врожденный моряк.
          К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Беспокойная юность





Фотография леудо-виновоза. Фото Edoardo Bo.

Про леудо написано значительно больше, чем про другие суда того типа, который мы сейчас рассматриваем. Лигурийские берега, Ривьера являются свидетелями каботажных плаваний этого корабля вплоть до наших дней. Леудо, несомненно, типично лигурийский корабль, но границы его распространения значительно шире. Более того, впервые это судно упоминается в каталонских документах (laüt 1249 г., leut 1354 г., leüt 1356 г. и множество упоминаний в последующие годы). Затем записи о нем появляются в документах Прованса (первая в 1357 г., сначала в латинизированной форме "laudus"). Первое же появление термина на итальянском языке отмечается в Генуе в 1402 году. Затем леудо встречается в венецианском трактате "Fabrica di galere" (первая четрверть XV века), который мы цитировали уже неоднократно. О размерах леудо той поры можно судить по записи в статутах Officium Gazariae за 1441 год. Там перечисляются плавсредства, которыми должен быть обеспечен парусный корабль ("nave o cocca") грузоподъемностью двадцать тысяч кантари (950 тонн), а именно "barcha", "laudo" и "gondora". Леудо имеет мачту, весла и парус (“qui laudus habeat arborem et vellum cum suis remis atersatis…”). В другом документе (за 1445 год) указывается длина леудо – 11,6 м (в метрических единицах).

ДалееCollapse )

Типы генуэзских кораблей
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Возвращение лемба и кимбы



Никто не воскресал,
Ибо никто не умирал.
          И. Г. Эренбург. Сказка



Мы кратко рассмотрели в прошлый раз историю появления лемба и его эволюцию в античные времена. С падением римской цивилизации исчезли многие присущие ей атрибуты. Канул в небытие и лемб. Но ненадолго. Авторитетнейших энциклопедист раннего Средневековья Исидор Севильский (ок.560-636 гг.) удостоил лемб высокой чести, включив его в свои «Этимологии»:


Lembus navicula brevis, qui alia appellatione dicitur et cumba et caupulus, sicut et lintris, id est carabus, quem in Pado paludibusque utuntur.
Лемб – небольшой корабль, который также называют и кимба, и каупул, а временами и линтер, т.е. это судно, которое используют на заболоченных участках реки По.
          Isidorus Hispalensis, Etymologiarum libri XX. Liber XIX, Caput I. DE NAVIBUS, 25.


Таким образом мы видим, что Исидор употребляет этот термин как родовое понятие для малых кораблей.

Однако ничто не указывает, что этот термин существовал тогда в живом разговорном языке. Только в середине XIV века мы вновь встречаем его в европейских документах, прежде всего в контрактах на покупку, продажу и фрахтовку судов, зафиксированных в нотариальных актах той эпохи. Сначала он появляется в Италии и Провансе, затем проникает и на Иберийский полуостров. Нет никаких указаний, свидетельствующих о том, что в этих случаях мы имеем дело с таким же лембом, о котором мы знаем из античной истории. Вместе с тем, мы получаем множество документальных свидетельств об основных конструкционных особенностя лемба на новом этапе его эволюции. В одном из самых первых (датирован 1361 годом) документов такого рода, находящихся в архиве Перпиньяна (Восточные Пиренеи) и вынесенных на суд морских историков Огюстеном Жалем в его «Морском словаре», упоминается lembo, который зафрахтован, чтобы перевезти «пятьдесят быков под палубой и девяносто овец на палубе». Это было почти наверняка чисто парусное судно, так как на его палубе помимо 90 овец было всего семь членов экипажа. В записи 1391 года упоминается другой lembo, тоже внушительных размеров, оснащенный двумя мачтами с латинскими парусами, которые в случае плохой погоды можно было заменить на прямые (о том, почему и как меняли латинские паруса на прямые мы писали раньше). Но встречаются и документы, в которых лемб – гребное судно. Так, в записи 1398 года идет речь о lembo с тринадцатью банками для гребцов.

ДалееCollapse )

Типы генуэзских кораблей
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Типы генуэзских кораблей – cimba, lembo и leudo



Как истый скиф, к красе высокой непривычный,
Гляжу я с трепетом на образ твой античный,
И мне не верится в мечтах моих, что он
Слепой природою случайно порожден…
          Б. Н. Алмазов. Художник



Cimba (1470-1789), Lembo (античность - 1783), Leudo (1215 – до наших дней)

После бригантин, каравелл и каракк, которые на слуху у всех, кто хоть немного соприкасался с морской историей, названия вынесенных в заголовок кораблей мало что говорят неспециалисту. Хотя и коренятся они в глубине веков. Начнем знакомство с этой интересной группой с lembo.

Лембо (lembo), или лембос (лемб, как его переводит на русский язык словарь Дворецкого) как тип корабля встречается очень часто в лигурийских документах. Но вообще-то это очень давний термин, который использовался еще древними греками (λέμβος) и римлянами (lembus).

Этот термин означал родовое понятие для нескольких видов малых кораблей
1) корабельных шлюпок;
2) портовых судов;
3) рыболовецких судов;
4) и, наконец, речных судов.

Приведем несколько отрывков из классических источников, чтобы подтвердить обоснованность этих заключений.

ДалееCollapse )

Каравелла
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Каравелла в XII-XIV веках



До XV столетия карабеллами назывались маленькие беспалубные суда, почему, вероятно, биографы знаменитого мореплавателя впадали в грубую ошибку, заставив переплывать его Океан, так сказать, „на скорлупе"! Во времена Колумба, карабеллы уже не были таковыми.
          Боголюбов, История корабля (Том I)



Вернемся к списку кораблей, которые на протяжении веков строились на генуэзских верфях. Следующим в нем идет каравелла.

Caravello-caravella (1159-1654)

Каравелла как тип корабля появилась на лигурийских верфях практически одновременно с караккой, с разницей в два года.

Мы посвятили каравелле в наших записках не один пост (можно посмотреть по тегу каравелла). Но надо признаться, что акцент при этом делали на каравелле как основном корабле эпохи Великих географических открытий.


Каравелла. Гравюра J. Devaulx. (Gal A., Glossaire nautique, 1848)

Поэтому и объектом наших исследований служила каравелла португальская, первые документальные сведения о которой появились в 1226 (?)–1255 гг.
ДалееCollapse )

Корабельная артиллерия
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Под покровительством святой Варвары



…и змея в песочной лавке
жрёт винтовку, дом и плуг
и Варвара в камилавке
с топором летит вокруг.
          Д. Хармс. «чтобы в пулю не смеяться...»



В предыдущих постах мы коснулись такого понятия, как gun-room, или констапельская, объекта, интуитивно понятного, однако не такого простого и однозначного, как может показаться. Поэтому задержимся немного, чтобы разобраться в нем поглубже.

Проблему можно лучше понять, если обратиться к французскому термину для обозначения констапельской каюты. В одном из первых наших морских словарей А.С.Шишкова (Треязычный Морской Словарь, 1795) читаем:

         КОНСТАПЕЛЬСКАЯ. — Gun-rооm. — Sainte-barbе.

То, что по-английски это будет gun-room, мы уже знаем, а вот с французской святой Варварой (именно так переводится Sainte-barbе) встречаемся впервые. Известно, что во многих армиях христианского мира св.Варвара является покровительницей пожарных, саперов и артиллеристов, а в последнее время, как у нас, например, – еще и ракетчиков.


Французская поздравительная открытка с изображением св. Варвары.

ДалееCollapse )

Читая Григоровича
Галера, galea, galera, galley
galea_galley



Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича, 1856 год. Работа придворного фотографа Сергея Львовича Левицкого.

Я считаю что нашей маринистике повезло: время от времени ряды пишущей на морские темы братии пополняют мастера слова высшего уровня. И мы получаем такие замечательные книги, как, например, Фрегат «Паллада» Гончарова, или Вокруг света на «Коршуне» Станюковича. К этому разряду необходимо, конечно, отнести и сборник очерков Д. В. Григоровича Корабль "Ретвизан" (Год в Европе и на европейских морях), вышедший в 1858 году. Эту книгу я вспомнил, когда в прошлый раз писал пост о каракках, а именно, ту его часть, в которой говорилось о превращении артиллерийского помещения gun-room в кают-компанию для младших офицеров – констапельскую. Вот отрывок из Григоровича, где эта самая констапельская описывается.
ДалееCollapse )

Каракка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Каракка: вид с кормы



Первый
                  неуклюжий шаг
                                    пускай коряв ―
не удержите
                  поднявших якоря.
                            В. В. Маяковский. Итог



Перейдем теперь к описанию кормовой части средиземноморской каракки.

Классический тип каракки сложился к первой половине XV века. От своих предшественников каракка отличалась закругленными формами кормовой оконечности, в нижней ее части, и развитыми боевыми марсами на мачтах. Поясья бортовой обшивки не обрывались резко на стыке с плоскостью транца,


Корабль с транцевым типом кормы. Гравюра Hans Burgkmair

а постепенно закругляясь, шли вплоть до ахтерштевня.


Каракка, вид с кормы. Гравюра Бернарда фон Брейденбаха (Bernhard von Breydenbach, Peregrinatio in Terram Sanctam), 1486.

ДалееCollapse )

(no subject)
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Возвращаясь на страницы журнала



...и матросы, бранясь,
                  протирали глаза,
возвращаясь из баров на шканцы.
          А. В. Фотинский. Гибель Гельголанда



Те читатели моего журнала, которые заглядывают в него время от времени, не могли не отметить нерегулярность появления новых записей на его страницах в последнее время. Объяснюсь. Купил новый системный блок, а тот, кто когда-либо переносил содержимое старого захламленного компьютера на новый, поймет, что это действие требует больших моральных усилий и неординарных решений. Видимо эти обстоятельства подорвали мое здоровье, которое на фоне природных катаклизмов этой осени стало сбоить. Потребовалась госпитализация. Но, слава богу, этот период закончился. С новым компьютером и отремонтированным организмом я возвращаюсь к работе на радость себе и, хочется надеяться, своим друзьям.

Пару слов для характеристики того места, на котором мы остановились и с которого нам предстоит начать новую серию рассказов о столь любезных нам кораблях и корабелах прошлых веков. Мы начали большую тему лигурийского кораблестроения, слабо освещенную в отечественной литературе, и остановились на каракках, на том типе кораблей, который незаслуженно обойден вниманием наших морских историков. Последние рассказы относились к корпусу каракки. С этого места мы и начнем. О тех же мыслях и идеях, которые посетили вашего покорного слугу во время вынужденного безделья, мы, возможно, поговорим в будущем, в промежутках между более важными делами.

За сим остаюсь искренне Ваш
                            galea_galley.

Каракка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Корпус каракки



Вот он, вот он… Грубый, дюжий,
Неуклюжий…
          И. И. Садофьев. Агония



Выше мы отметили, что основным отличительным признаком каракки было наличие смешанного парусного вооружения: наряду с прямыми парусами она имела мачту с латинским. Однако уникальным был не только рангоут и такелаж, но и конструкция корпуса нового типа корабля.

В описаниях каракки почти всегда отмечается заметная выпуклость бортов (так называемая «луковичная» форма корпуса), подкрепление корпусной обшивки прочными продольными брусьями – бархоутами, и, конечно, развитые надстройки на носу и на корме. Ввиду того, что нас в первую очередь интересуют средиземноморские каракки (не забудем, что мы говорим сейчас о генуэзском кораблестроении), мы оставим пока в стороне первые северные каракки с клинкерной (внакрой) обшивкой корпуса, а рассмотрим южные образцы, корпуса которых набирали по давней традиции в карвель (вгладь).



Средиземноморская каракка. Гравюра из манускрипта XV века (Французская национальная библиотека)

ДалееCollapse )

Каракка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Первые каракки



О, sancta simplicitas! — сказал Степан Аркадьевич и кратко и ясно растолковал Левину, в чем дело.
          Лев Толстой. «Анна Каренина»



Мы с вами знакомимся сейчас с кораблями Средиземного моря той эпохи, когда там господствовал латинский парус и только-только появились свидетельства о кораблях с прямым парусным вооружением – когах или коках. В более ранних постах было отмечено, что , начиная с IX века, на средиземноморских судах прямой парус, характерный для кораблей римской эпохи, практически исчез.

>
Сцена из жизни Иеронима Стридонского. Миниатюра из Библии короля Карла Лысого. 846 г. (Paris, Bibliothèque Nationale, MS. Lat 1 f. 423 v.) Одно из последних изображений прямого паруса. Впрочем, это изображение, как и многие ему подобные, является всего лишь копией миниатюр из более ранних рукописей. Изображения же прямого паруса, не имеющие более ранних предшественников, исчезли еще в VI веке.

Утверждая, что прямой парус не появлялся на средиземноморских судах после IX века, мы основывались на дошедших до нас документах и изобразительных свидетельствах. Мне кажется, что выбрали мы при этом самый простой путь: нет изображения – не было и паруса. Но как говорится, простота хуже воровства. Нельзя даже и представить себе, что этот абсолютно простой парус, с интуитивно понятными способами крепления и управления, мог вот так просто выйти из употребления. И это при том, что с латинским парусом управляться и сейчас вряд ли смогут даже самые поднаторевшие в различных ремеслах наши современники, а прямой парус ставил на своих примитивных плавсредствах едва ли не каждый пацан: пара шестов, сколоченных крестом, да кусок брезента – и полный вперед. Кроме того, надо всегда иметь в виду, что за пятьсот почти лет (в рамках от 600 до 1000 гг.) мы едва ли насчитаем более трех работ, в которых содержится изображение парусов на кораблях Средиземноморья. Так что выборка здесь, как говорится, не репрезентативная.

Некоторые авторитетные исследователи морской истории считают, что изображений прямого паруса на кораблях Средиземного моря не было вплоть до XIV века. Но как быть тогда с этой мозаикой из архиепископского собора, расположенного в пригороде Палермо Монреале?
ДалееCollapse )

Типы генуэзских кораблей
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Каракка



Не оглянуть
Всех типов созданных и тех, что народятся;
Людское творчество ― как в небе млечный путь:
В нем новые миры без устали родятся!
          К. К. Случевский. Думы. Формы и профили (1881) (Цит. по ruscorp)



Caracca (1157-1848)

О каракках мы писали очень много: 22 поста, как можно видеть, отмечены этим тегом. Знатоки картежного ремесла наверняка сказали бы, что это перебор. Но не будем следовать их логике. Подавляющее большинство этих постов было посвящено кораблям XV века, и лишь несколько слов было сказано о каракках XIV века. А сейчас мы видим дату появления каракки на генуэзских верфях, относящуюся к середине двенадцатого века. Сможем ли мы заполнить конкретной информацией о каракках эту брешь размером в два века?

Каракке очень не повезло в русскоязычной литературе. То ли неблагозвучное название тому виной, то ли другие какие причины, но даже в таких солидных источиках, как словарь Даля и четырехтомник Фасмера, каракке не нашлось места. Воды в рот набрали и Брокгауз с Ефроном. Молчит о каракках, вы не поверите, и Большая Советская Энциклопедия, представленная всеми тремя ее изданиями. И это при том, что некоторые исследователи считали, что флагманский корабль первооткрывателя Америки Колумба являлся караккой (не будем сейчас вдаваться в критический анализ этого утверждения).


«Санта Мария» на якоре» Андриес ван Эртвельт, 1628. Национальный Морской музей, Гринвич. Здесь корабль Колумба показан как каракка.

Несправедливо.

ДалееCollapse )

Галеры Генуи
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Типы генуэзских кораблей: бучио и саэтта



И народ кругом посыпал,
Рассуждая горячо:
― Мало, что ли, всяких типов,
Поглядишь, а тут еще…
          А. Т. Твардовский. Страна Муравия



Мы увлеклись историей бригантины и ее родственников и почти забыли, что темой нашего рассказа являются типы кораблей, которые в разные периоды истории строились на верфях Генуи. Самое время вернуться к нашему списку.


Работа конопатчиков на верфи в Савоне. Фрагмент Plan de Savone dû à Orazio Grassi (vers 1625)


Bucio (1186-1280).

Если этот корабль и известен нашему широкому читателю, то лишь как прототип знаменитого венецианского бучинторо или буцентавра, церемониальной галеры, на которой дож Венеции совершал обряд обручения с морем. Лишь в конце средних веков название этого корабля латинизировали и подогнали к имени мифического греческого полубыка-получеловека, буцентавра; а в более ранние годы его значение было значительно проще: позолоченный бучио (bucio-in-oro).

Нам немногое известно об этом корабле.
ДалееCollapse )

Бриг
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Бригантина, бриг, шнява, биландер


И целый день, под мерный шум валов,
Слежу я в море парус бригантины,
А в небесах ― круги орлов.
          И. А. Бунин. Развалины


Добавим к нашим историческим и филологическим изысканиям несколько технических штрихов.

Что объединяет бриг и бригантину?

Во-первых, это двухмачтовые суда; во-вторых, это суда по преимуществу с прямым парусным вооружением. Помимо брига и бригантины в эту группу можно отнести шняву (англ. snow, франц. senau), биландер и некоторые другие типы судов, которые, с небольшими натяжками, можно считать родоначальниками двухмачтовых кораблей с прямым парусным вооружением.

Вот какое «генеалогическое древо» двухмачтовых судов предложил морской историк Алан Мур (1912)




Удивительно, но двухмачтовые корабли появились сравнительно поздно.

ДалееCollapse )

Борисоглебск-2016
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Вода, вода. Кругом вода.

Вторую неделю ждем погоды у Хопра. Уже не холодно, но льет каждый день. Вода в реке стоит высоко, когда смотришь на нее с берега, кажется, что асфальт дорог положен прямо на воду.





Рыбалка бедная. Ждем, когда природа вернется к норме. Одно удовольствие - свежий прохладный воздух.





Самое время вернуться к нашим бригантинам.

Бригантины
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Бриг или бригантина: кто первый?



Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шёлком, и плыл в Караибском море под его командой бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой.
          М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита





Захват работоргового судна Gabriel английским бригом Acorn, 6 июля 1841 г. Работа Nicolas Matthew Condy, National Maritime Museum, Лондон


Мы уже писали, что история знает два типа бригантин: парусно-гребные и чисто парусные. Вопрос о происхождении их названия очень просто решен в популярном журнале с огромным тиражом «Техника-молодежи»:


Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова "brigand" - разбойник, вторая, более поздняя, - от слова "бриг" (brig).


Все так просто. И зачем стулья ломать.

Но мы же не поведемся на такую простоту, не так ли? А попробуем разобраться, могла ли бригантина получить свое название от брига. (некоторые авторы даже подводят под эту теорию лексическую основу: мол, бригантина по размерам меньше брига, поэтому к слову бриг добавили уменьшительный суффикс, вроде как у Буратино, и получили новый корабль.)

В действительности же все наоборот.
ДалееCollapse )

?

Log in

No account? Create an account