galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Режимы гребли на галерах

Навались!


Грести устали мы, причалили,
И вышли на песок.
          Федор Сологуб. Не позднее 1921 года


В нескольких последних постах мы достаточно подробно рассмотрели ход галеры под парусами. Еще раньше нами были описаны различные системы гребли в их историческом развитии. Однако мы практически не касались пока режимов хода галер на веслах. Конечно же эти режимы не ограничивались лишь сменой темпа гребли, как это обычно показывают в фильмах про галеры, когда свирепого вида барабанщик бьет в громадный барабан, увеличивая темп ударов, и бедные гребцы, следуя этим ударам, выжимают из себя последние силы, чтобы придать галере необходимое ускорение. На самом деле, организация гребли была значительно сложнее.


Возвращение галеры в порт. Анонимный художник. Масло. 1694. Национальный морской музей Франции.


Прежде, как обычно, несколько слов о терминах.

Во французском галерном языке ход галеры на веслах обозначался словом vogue. Любители гламура сразу же определят, что этим же словом называется известный журнал мод. Но семантические связи между этими терминами проследить довольно сложно.

В русском языке нет прямого аналога этого термина. Обычно ход галеры на веслах в старых документах морского ведомства обозначался словами идти греблею:


«По полуночи в половине 4 часа снялись с якоря и пошли греблею
          Экстракт из журнала плавания ея императорскаго величества [Екатерины II] на галерах по реке Волге, от Твери до Симбирска, в 1767 году.


Существительное vogue естественным образом произошло от глагола voguer, обозначавшего «идти с помощью весел», «грести». Глагол этот имеет и другие значения в галерном языке французов, но мы пока их касаться не будем.

Судя по печатным и рукописным работам известных капитанов галер, опубликованным в XVI-XVII веках, различали четыре режима гребли. (На самом деле, режимов было, конечно, больше, но об этом мы поговорим ниже).

Когда галеры выходили из порта и нужно было произвести впечатление на зрителей или на высокого гостя, присутствующего при этом действе, капитан флагманской галеры отавал приказ перейти к режиму гребли piqu'a banc (Команда к началу гребли в этом режиме звучала 'pique à banc!'). Это был самый красивый, даже величественный, но и самый утомительный для гребцов режим. Загребной (vogue-avant) и соседний с ним гребец (apostis), занося весло по направлению к корме как можно медленнее, должны были поставить ногу на банку впереди сидящего гребца, ударив одновременно концом своего весла по этой банке. Этот удар позволял синхронизировать движения всех гребцов галеры, заставляя их доставлять весло в определенную точку в строго определенный момент. После этого гребцы откидывались назад на свою банку, со всей возможной силой увлекая за собой весла. Здесь никому нельзя было «сачковать», ибо гребцы, промедлившие с возвращением на свою банку не только подвергались проклятиям и ударам плетью со стороны комита, но и могли схлопотать сильнейший удар по голове веслом от впереди расположенных гребцов. Затем вновь раздавался свисток комита и звучала его команда «Leve rem e vogue sem » (levez les rames et voguez ensemble – Поднять весла и грести вместе!), означавшие начала нового цикла гребли.

Второй режим гребли уже не предусматривал удара веслом по банке. Это был режим обычного хода. Опытные комиты предпочитали его использование, так как он был безопасен для галеры (удары веслом не проходили бесследно для корпуса корабля) и более приемлем для шиурмы, так как являлся не таким утомительным.


Третий режим, позволявший галере развивать максимальную скорость, использовался при преследовании кораблей противника, или, наоборот, при уходе от преследования. Назывался он passe-vogue (иногда его называли еще vogue vitt). Комиты сопровождали греблю в этом режиме своебразным счетом, как об этом пишет анонимный автор трактата «Traité de la palamente des galères», хранящегося в библиотеке муниципалитета Марселя: 'casqua, intra, monté'. В русском языке команда для перехода на форсированную греблю звучит «НАВАЛИСЬ!», иногда «ДАЙ ХОД!» (Самойлов К. И. Морской словарь). Об этом пишет и В.И.Даль («Навались дружнее, поощряют гребцов»). Опытные капитаны галер неохотно прибегали к этому режиму, так как гребцы очень быстро уставали и фактически выходили из строя, что снижало боеспособность галеры. Комит королевской галеры Масс (Masse), оставивший после себя подробные наставления по управлению галерой (1729 г.), считал, что при таком режиме гребли нельзя пройти расстояние более одного льё. После такого режима необходимо, как считал Масс, сразу же переходить к режиму vogue à quartier, который является четвертым режимом по нашей классификации. Неуместным считал использование этого режима и генерал-интендант Н.Арнуль, которого уж никак не заподозришь в сочувствии к гребцам. Он писал в 1666 году, что комиты, которые злоупотребляли режимом хода галер passe-vogue, «подобны самым никчемным парижским извозчикам, которые готовы загнать своих лошадей, лишь бы прийти первыми».

Касаясь характеристики третьего режима, следует еще добавить, что на галерах Мальтийского ордена он назывался «форсированный ход» (vogue forcée). Только при таком режиме гребли гребцы на мальтийских галерах получали вино.

Четвертый режим – это экономный ход, когда галере предстояло пройти на веслах длинный маршрут по спокойному морю. В таких случаях капитан выбирал либо неспешную размеренную греблю (она производилась по команде «vogue largue e ben intrade», т.е широкая гребля с большим заносом весла к корме), либо vogue à quartier. Суть последнего режима в следующем. Все гребцы разделялись на две части, каждая из которых называлась «картье» (quartier). Была носовая картье и кормовая картье. Может возникнуть вопрос, почему именно картье. Ведь ясно, что слово это во французском языке обозначает четвертую часть, а не половину. Это название сложилось исторически. Сначала картье обозначало вахту на корабле (следует иметь в виду, что в прежние времена вахта продолжалась не четыре часа, как сейчас, а шесть, отсюда и картье – четвертая часть суток). Потом по аналогии стали называть картье каждую смену в корабельной работе, уже не привязывая ее к четверти. Поэтому одна смена гребцов также стала называться картье. При этом режиме гребла только одна смена, одна картье: носовая или кормовая.


Именно этот режим позволял гребцам есть и пить во время движения галеры. Во время отдыха одной смены ей раздавали еду, как правило суп, бобы и вино. О содержании рациона галерников мы подробно писали раньше.

Продолжим эту тему в следующий раз.
Tags: quartier, vogue, гребля-режимы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments