?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Режимы гребли на галерах
Галера, galea, galera, galley
galea_galley


Шторм ревет, но вперед мы должны сквозь ад грести, грести
Грести, чтоб жизнь свою спасти.
Каждый раз в этот час мы решаем -- быть или не быть.
И надо к берегу нам плыть и обязательно доплыть,
Чтоб дальше жить, чтоб дальше жить...
…...….
Помилуй, Господи, нас грешных и спаси.
И, если можно, эту чашу пронеси
Ты мимо нас, в который раз...
          Любэ. Помилуй, Господи, нас грешных (Леонид Дербенёв, Игорь Матвиенко)



Stefano della Bella. Офорт.


Итак, в нескольких предыдущих постах мы кратко рассмотрели основные способы гребли на галерах. Подведем некоторые итоги.

Существовало твердое правило: выходя из порта в течение двух часов грести всеми веслами галеры, т.е. иметь ход avant tout . В обычных случаях, когда море было спокойно и обстановка не требовала никакой срочности, гребли спокойно, без форсирования и показной красивости, т.е. использовали второй режим гребли по нашей классификации.


Stefano della Bella. Порт Ливорно. Отплытие галеры.


Этот режим иногда назывался la vogue à passer le banc (не путать с форсированным ходом, который назывался passe-vogue). Вольный перевод этого термина – ход с заносом весла за банку: т.е. гребцы работали размашисто, спокойно, проносили валек весла за обычную границу – банку впереди сидящих товарищей (сидели они, конечно, ближе к корме, но по отношению к гребцам данной банки находились впереди). Грести в таком режиме можно было до двадцати часов без перерыва.

Отметим еще раз, что какой бы режим гребли ни использовался, гребцы не оставались сидеть на банке, а находились на ногах, в непрерывном движении. Начиная с первого свистка комита, который означал начало гребли, невольник ставил закованную в кандалы ногу (мы уже говорили, что кандалы были только на одной ноге гребца, левой или правой, в зависимости от того, на каком борту он сидел) на подножку, вытягивал руки вперед, по направлению к корме галеры, толкая в этом же направлении валек весла, после чего ставил свободную от кандалов ногу на упор (contre-pédagne), совмещенный с банкой впередисидящих гребцов. Начинался долгий и тяжкий труд не знающих отдыха «галерных рабов». Именно так можно назвать всех гребцов галеры, независимо от того, были ли они захваченными в плен иноземцами, осужденными на каторгу соплеменниками, или добровольцами, поступившими на эту службу в поисках средств к существованию. Все они были скованы одной цепью.

Еще на одну деталь хотелось бы обратить внимание. Рассматривая процесс гребка, мы упоминали момент, когда гребец ставил свою ногу на упор – contre-pédagne. Но не на всех галерах имелись такие упоры. Некоторые комиты умышленно снимали все упоры, установленные на банках от мидель-шпангоута до носа. А если начиналось преследование корабля противника, то эти упоры снимали по всей галере. Contre-pédagnes , облегчая труд гребца, так как он находился ниже уровня банки, в то же время уменьшал силу этого гребка. Когда упоры убирали, гребцы вынуждены были с подножки взбираться сразу на банку, откидываясь с которой назад заметно увеличивали импульс, прилагаемый к веслу.

Добавим еще одно замечание. Приведенное постом выше описание заднего хода галеры соответствовало скорее режиму «Табань!», чем режиму длительного заднего хода. В последнем случае опытные комиты попросту заставляли всех гребцов переместить банки, сдвинув их в корму. Осуществление этого маневра входило в программу подготовки гребцов, тщательно отрабатывалось на учениях и тренировках и исполнялось быстро и красиво: загребной поднимался на куршею, опуская одновременно валек весла вниз, насколько это было возможно, чтобы лопасть весла вышла из воды; следующий за ним гребец (apostis ) и ближайший к борту пятый гребец, брали банку за концы и переносили ее на новое место. Третий гребец менял место подножки, а четвертый переносил упор. Как в детском конструкторе! Гребцы садились на свои новые места, но уже лицом к носу.

На этом закончим пока с режимами гребли на галерах.


  • 1
Как всегда интересно. Скажите, я встречал в мемуарах, что на галерах Хайреддина Барбароссы гребцов не то, чтобы не сковывали, а даже платили. так ли это?

В то время не только на османских галерах, но и на на многих европейских, было много гребцов-добровольцев. У меня есть специальный пост, посвященный этой категории гребцов на французских галерах (bonnevoglie, а после 1672 г. - marinier de rame). На венецианских галерах во времена Барбароссы вообще было запрещено использовать невольников. Так что это не уникальное явление.
Мы в этом посту говорим о более позднем периоде в истории галер - 17-18 века.

Вас понял, спасибо за пояснение!

Извините, я так и не понял, позвольте поинтересоваться: неужели и наёмных приковывали?! Что-то трудно поверить... Или к этому времени гребцами были исключительно невольники?

Вот отрывок из моего более раннего поста о гребцах-добровольцах:
"Еще в конце 1669 г. Кольбер был убежден, что гребцы-добровольцы могли приносить «огромную пользу» на королевских галерах. Однако вскоре его энтузиазм поубавился. К январю 1670 г., на совещании у своего брата, который сопровождал Канадскую экспедицию, Кольбер изменил свое мнение на обратное. Корень всех проблем, считал он, состоит в том, что bonnevoglies не были прикованы цепями и следовательно могли дезертировать накануне кампании после получения больших выплат, сделанных авансом. Более того, стоимость обмундирования и продовольственного рациона для них в течение года была выше, чем годовая стоимость использования на веслах осужденных. Решающий шаг к отказу от использования этих добровольцев «прежнего образца» был сделан, когда интендант Марселя приказал нанимать гребцами в основном тех, кто соглашался быть прикованным к цепи вместе с каторжниками."
Более подробно можно почитать здесь:
http://galea-galley.livejournal.com/27939.html

Вот оно как... Большое спасибо! Очень интересно, жаль, что подобные вещи редко публикуют...

читая Ваши объяснения, все больше осознаю, что галера - это одно из чудес древнего мира, средиземноморское ноу-хау, боевая машина, просуществовавшая более двух тысяч лет и доведенная до совершенства эстафетой коллективного творчества

Edited at 2012-09-04 05:45 pm (UTC)

Полностью с Вами согласен.

это, наверное, банальный вывод, но просто никогда не задумывался, насколько сложной была эта система. уже сам факт подобной передачи знания - обыковенное чудо. хорошо, что моряки такие консерваторы :-)

Немалое значение, видимо, имело и то обстоятельство, что корабль - это соединение множества самых современных технологий и знаний, а моряки, общаясь в своем, как правило очень тесном, кругу, способствовали взаимному проникновению одной науки в другую. А ведь НТ-прогресс происходит на стыке наук, это уже общее место.

техническая сторона, безусловно, важна, но здесь еще много тонкостей управления и только всё вместе дает желаемый эффект. найденный древний манускрипт, даже с картинками - мало бы помог разобраться. мне кажется, тут был необходим практический навык. т.е. мы имеем дело с передачей знания из рук в руки. и, говоря фигурально, потянув за швартов одной из петровских галер можно отмотать нить до самого Саламина - вот что поразительно. на фоне достигнутого и сохраняемого совершенства становится понятней, почему в Средиземноморье парус так долго не мог составить реальную конкуренцию веслу.

Образно и верно. Иллюстраций к этому тезису можно найти много и в наше время и в нашей стране. Те области науки и технологии, в которых произошел разрыв живого общения разных поколений (у нас в 90-х и нулевых годах, например) захирели очень быстро.

Хоть я не специалист, позвольте высказать и дилетанту своё мнение.
В условиях Средиземноморья, очевидно, обойтись только парусом было очень сложно: сравнительно небольшие расстояния, сложная, изрезанная береговая линия, обилие скал, рифов — требовалось совершать весьма сложные манёвры на ограниченном пространстве, что под парусами было очень сложно и рисковано, не всегда вообще возможно, тем более, что ветер, скорее всего, был обычно неустойчивым: сказывалась близость гористых берегов... Ну и небольшие расстояния плавания позволяли содержать на борту большое количество гребцов. Так что парус не составлял веслу серьёзную конкуренцию, а лишь дополнял его.
Ну а насчёт преемственности от "самого Саламина" (впрочем, за несколько тысяч лет до того всё Средиземное море бороздили во всю сначала критяне, или ещё кто-то до них, потом финикийцы...) — на сосем так, думаю. На афинских триерах, как известно, на каждого гребца было отдельное весло, так что система гребли была, очевидно, совсем другой. Но конечно, какое-то влияние было, опыт предшественников должен был использоваться. Не столько совершенствоваться, сколько применяться к новым условиям и потребностям.

я тоже не считаю себя специалистом в данной области и поэтому не вижу смысла оспаривать Вашу точку зрения - не сочтите за неуважение. Думаю, что различие нашего видения предмета связано скорее с разной степенью генерализации обсуждаемого явления и, возможно, точке зрения. один и тот же стакан, как известно, бывает и наполовину пустым, и наполовину полным.

у меня, вероятно, наивный вопрос. часто приходится слышать, что одним из достоинств a scaloccio была возможность увеличить число гребцов без увеличения размеров судна. Т.е. посадить 4-5 гребцов на весло вместо 3 (напр. одолжив их с других галер). Не совсем понимаю, как им хватало места на той же банке и длины рукояти весла.

Конечно же, каждая галера строилась под определенное количество гребцов на весло. Уменьшить это количество можно, но увеличить - вряд ли. Видимо, там, где Вы нашли информацию по этому вопросу, есть и ответ, как это сделать.

вот, например, А.Тененти, в "Пиратство и упадок Венеции" приводит цитату из доклада сенату "капитана Залива" Веньера (1606): "Командиры галер постоянно одалживают друг у друга гребцов (и заключенных и вольнонаемных), к ущербу для государства, поскольку старые командиры забирают много гребцов у молодых, сажая в своих галерах 5 человек или больше на банку". Как пишет Тененти, в результате такой дедовщины гребцы на галерах молодых командиров вынуждены были пахать за двоих, что вело к болезням и повышенной смертности. Как именно они усаживали гребцов, тоже не обьясняется.

Видимо, старые командиры, пользуясь своей властью, просто гасили недобор в гребцах на своих галерах. Я сейчас как раз пишу пост на эту, или, точнее, близкую тему - там и поговорим подробнее.

Прекрасные офорты della Bella, спасибо.

Не за что. Мне тоже они нравятся. К сожалению, формат журнала не позволяет размещать их в полном разрешении.

Тикают, как часы

А в XVII в. после подачи команды кто-нить задавал ритм гребцам во время хода галеры? Метрономом, свистком, барабаном или отмашкой? Или рабы сами отбивали такт, ну, выкриками: эх, ухнем!

Re: Тикают, как часы

Обязательно ритм надо задавать. Даже на простой шлюпке, на "шестерке", командир голосом обозначает темп гребли. На больших галерах чаще это делали флейтисты, так как низкий звук барабанов гасился в шуме волн.

Re: Тикают, как часы

Да? Я знаю, что флейтист был на греческой триере. Барабанщики как раз годились для крупных кораблей. Например, барабаном задавали ритм на римских кораблях. А вот о XVII в. как-то не попадалась инфа.

Edited at 2014-01-13 02:07 pm (UTC)

Re: Тикают, как часы

Я писал где-то в своих постах, что попытки использовать барабаны на галерах 16-17 века давали плохие результаты: их низкий звук терялся в шуме воды и, особенно, в шуме боя. Поэтому флейты были предпочтительней.

Re: Тикают, как часы

Только что нашел статью в "Вокруг света" (ясно, что неавторитетный источник) " Блеск и нищета галер". Автор таки медитирует под звуки галерных барабанщиков и музыкантов: "Играют трубачи, барабаны задают ритм. Дружный взмах трехсот гребцов, надуваются подхваченные ветром паруса. Галера скользит все быстрее". :)

Re: Тикают, как часы

Да, я тоже читал эту статью. Она напомнила мне репортаж одного из журналистов о пуске новой электростанции: "И вот электроны сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее побежали по проводам".

Edited at 2014-01-13 02:48 pm (UTC)

  • 1