?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Режимы гребли на галерах
Галера, galea, galera, galley
galea_galley


Шторм ревет, но вперед мы должны сквозь ад грести, грести
Грести, чтоб жизнь свою спасти.
Каждый раз в этот час мы решаем -- быть или не быть.
И надо к берегу нам плыть и обязательно доплыть,
Чтоб дальше жить, чтоб дальше жить...
…...….
Помилуй, Господи, нас грешных и спаси.
И, если можно, эту чашу пронеси
Ты мимо нас, в который раз...
          Любэ. Помилуй, Господи, нас грешных (Леонид Дербенёв, Игорь Матвиенко)



Stefano della Bella. Офорт.


Итак, в нескольких предыдущих постах мы кратко рассмотрели основные способы гребли на галерах. Подведем некоторые итоги.

Существовало твердое правило: выходя из порта в течение двух часов грести всеми веслами галеры, т.е. иметь ход avant tout . В обычных случаях, когда море было спокойно и обстановка не требовала никакой срочности, гребли спокойно, без форсирования и показной красивости, т.е. использовали второй режим гребли по нашей классификации.


Stefano della Bella. Порт Ливорно. Отплытие галеры.


Этот режим иногда назывался la vogue à passer le banc (не путать с форсированным ходом, который назывался passe-vogue). Вольный перевод этого термина – ход с заносом весла за банку: т.е. гребцы работали размашисто, спокойно, проносили валек весла за обычную границу – банку впереди сидящих товарищей (сидели они, конечно, ближе к корме, но по отношению к гребцам данной банки находились впереди). Грести в таком режиме можно было до двадцати часов без перерыва.

Отметим еще раз, что какой бы режим гребли ни использовался, гребцы не оставались сидеть на банке, а находились на ногах, в непрерывном движении. Начиная с первого свистка комита, который означал начало гребли, невольник ставил закованную в кандалы ногу (мы уже говорили, что кандалы были только на одной ноге гребца, левой или правой, в зависимости от того, на каком борту он сидел) на подножку, вытягивал руки вперед, по направлению к корме галеры, толкая в этом же направлении валек весла, после чего ставил свободную от кандалов ногу на упор (contre-pédagne), совмещенный с банкой впередисидящих гребцов. Начинался долгий и тяжкий труд не знающих отдыха «галерных рабов». Именно так можно назвать всех гребцов галеры, независимо от того, были ли они захваченными в плен иноземцами, осужденными на каторгу соплеменниками, или добровольцами, поступившими на эту службу в поисках средств к существованию. Все они были скованы одной цепью.

Еще на одну деталь хотелось бы обратить внимание. Рассматривая процесс гребка, мы упоминали момент, когда гребец ставил свою ногу на упор – contre-pédagne. Но не на всех галерах имелись такие упоры. Некоторые комиты умышленно снимали все упоры, установленные на банках от мидель-шпангоута до носа. А если начиналось преследование корабля противника, то эти упоры снимали по всей галере. Contre-pédagnes , облегчая труд гребца, так как он находился ниже уровня банки, в то же время уменьшал силу этого гребка. Когда упоры убирали, гребцы вынуждены были с подножки взбираться сразу на банку, откидываясь с которой назад заметно увеличивали импульс, прилагаемый к веслу.

Добавим еще одно замечание. Приведенное постом выше описание заднего хода галеры соответствовало скорее режиму «Табань!», чем режиму длительного заднего хода. В последнем случае опытные комиты попросту заставляли всех гребцов переместить банки, сдвинув их в корму. Осуществление этого маневра входило в программу подготовки гребцов, тщательно отрабатывалось на учениях и тренировках и исполнялось быстро и красиво: загребной поднимался на куршею, опуская одновременно валек весла вниз, насколько это было возможно, чтобы лопасть весла вышла из воды; следующий за ним гребец (apostis ) и ближайший к борту пятый гребец, брали банку за концы и переносили ее на новое место. Третий гребец менял место подножки, а четвертый переносил упор. Как в детском конструкторе! Гребцы садились на свои новые места, но уже лицом к носу.

На этом закончим пока с режимами гребли на галерах.

  • 1

Re: Тикают, как часы

Да, я тоже читал эту статью. Она напомнила мне репортаж одного из журналистов о пуске новой электростанции: "И вот электроны сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее побежали по проводам".

Edited at 2014-01-13 02:48 pm (UTC)

  • 1