?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Состояние галерных флотов Средиземноморья до и после Лепанто
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
1. Проблемы с кадрами


Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь
          Козьма Прутков


Рассматривая некоторые технические вопросы устройства и эксплуатации галер, мы неоднократно выходили на определенные обобщения. В комментариях к этим постам ставились вопросы, касающиеся места галер среди других компонентов военно-морской мощи государств региона, поблемы комплектования гребных кораблей экипажами, соотношение числа добровольцев и невольников среди галерных гребцов. Дать исчерпывающий ответ на все эти вопросы в кратких заметках невозможно, но некоторые оценки и мнения мы приведем.


Захват двух турецких галер галерами ордена св. Стефана. 1701.


О значении галер в военной и политической истории региона сказано немало, в том числе неоднократно затрагивался этот вопрос и в наших заметках. Переломным моментом этой истории стало сражение при Лепанто в 1571 году.


Галеры стали основным героем этого сражения, наряду с их капитанами и полководцами. Но этот герой вышел на историческую сцену с прощальной гастролью: уже никогда больше не было крупных сражений с участием одних только галер. Десятки разоруженных галерных корпусов гнили в арсеналах и портах Средиземноморья от Стамбула до Барселоны, включая Венецию, Мессину, Неаполь и другие портовые города Средиземного моря. И все же галеры не уходили с этой сцены без боя. Мы уже писали о резком подъеме интереса к галерам в эпоху Людовика XIV во Франции. Мощная артиллерия парусных кораблей Северной Европы не смогла в одночасье смести галеры на свалку истории. И после Лепанто, и даже в XVII веке оставались задачи, которые могли решить только галеры. В архивах хранятся, например, официальные бумаги Мальты, содержащие расписание с точностью до минуты (!) повторящихся из года в год походов «галер религии» вдоль побережья Туниса и Триполитании, дежурства у берегов Родоса, караванов в Александрию, набегов с целью пополнения казны на морские коммуникации вплоть до Барселоны. На борту галер перевозилось самое ценное: добытая разведкой информация, важные персоны, совершавшие не менее важные визиты, войска в случаях срочной необходимости, наличные деньги и драгоценности из Барселоны в Геную и из Генуи в Мессину, из Мессины в Ливорно или снова в Геную.

Но галеры, оставаясь в составе военных флотов, предъявляли свои требования, которые все труднее было удовлетворять в конце XVI века.

Конечно же, галеры не могли угнаться за парусными кораблями в количестве и калибре пушек, размещенных на борту. Удачный эксперимент с галеасами, которые сыграли такую значительную роль в сражении при Лепанто, так и остался, в принципе, экспериментом.


Галеас в битве при Лепанто. Работа Радо Явора.


Построенные венецианские галеасы отстаивались в портах, а другие страны христианского мира не торопились развивать это направление в галеростроении. Усилия конструкторов и строителей галер были направлены по другому пути: они искали средства повышения скорости.

Вторая половина XVI века стала свидетельством принятия почти всеми морскими нациями Средиземноморья новой системы гребли, при которой небольшое и хрупкое индивидуальное весло, которым греб один гребец, было заменено на тяжелое и прочное весло, за которым сидело несколько человек. Его называли по-разному: remo de galocha, rema a scaloccio, remo de escalamo (подробно об этом можно прочитать в нашей предыдущей записи). Известные авторитеты в галерном деле М.А.Колонна (M. A. Colonna) или Пантеро Пантера (P.Pantera), утверждали что очень тяжелое, большое весло, если на него посадить трех гребцов, было менее эффективно, чем три легких весла, каждым из которых гребет один человек. Однако преимущество нового весла состояло в том, что при системе a scaloccio существовала возможность увеличения числа гребцов на каждой банке до четырех, пяти, шести и даже семи человек. И тогда новая система позволяла развить скорость более высокую , чем при использовании системы alla sensile.

Встала очень остро проблема комплектования шиурмы – команды гребцов – военных галер. Каждая страна решала эту проблему по-своему, также как и по-разному в различные периоды времени. Так, П.Пантера утверждал, что начиная с 1580 года была обычной практика, когда наличные силы гребцов концентрировались на нескольких галерах, те же галеры, которым гребцов не хватало, попросту оставались в порту. Командиры эскадр испанских галер шли на такие шаги в нарушение указаний из Мадрида выводить в море максимальное количество галер.

Начиная с 1550-1570 гг. все труднее становилось вербовать добровольцев в качестве гребцов на галеры (bonavoglie). Несмотря на то, что в ежедневном рационе испанских гребцов-добровольцев была увеличена порция вина, а начиная с 1586 года их жалование составило 4 ½ экю в месяц, этого оказалось недостаточно для увеличения притока добровольцев. Такая же картина наблюдалась и в Италии. Оставалась надеяться только на рабов и каторжников. В 1545 году пала дольше всех в Европе сопротивлявшаяся венецианская система запрета использовать на веслах невольников. В итоге, к концу века невольники на венецианских галерах стали составлять почти 100 процентов гребцов. Хотя венецианский закон и после этой даты запрещал объединять на одной галере свободных гребцов и невольников. На испанских галерах, турецких галерах и уж, конечно, на галерах корсаров таких строгих правил не придерживались. Может быть, поэтому на них было так много бунтов. Так за четырнадцать лет (1561-1601) по сицилийским и мальтийским источникам зарегистрировано больше десятка таких волнений на галерах.

Продолжение последует


  • 1
Как всегда интересно. Недавно роясь по материалам узнал для себя (и это было для меня неожиданностью), что в сражении при Лепанто участвовало всего 3 галеры Ордена Святого Иоанна. Удивился, если честно....
И вопрос - это цены во французских экю?

Спасибо.
Относительно количества галер мальтийского ордена в различные периоды истории у меня было написано в одном из постов подробно. Максимальное число в корабельном составе - 7 галер. В среднем - 4. Так что удивительного здесь ничего нет.
Жалованье во французских экю (в то время они часто назывались escu) и испанских эскудо в то время было эквивалентно, как я понимаю. 3 с небольшим грамма золота в 1 экю (эскудо). Автор работы, из которой я брал эту информацию (M.Aymard, « Chiourmes et galères dans la méditerranée du XVIe siècle » , издание автора) пишет об экю.

Немного совсем получается. Это где то 7 ливров приверно...немного. Понятно, почему желающих не было

Может речь о кораблях иоанитов - в литературе так часто называют протестантский орден, еоторый обьединял тех бывших братьев мальтийцев, которые конвертировались в протестантизм?

Нет, нет. Речь идет о флоте мальтийского ордена, о госпитальерах. Вот отрывок из моего старого поста по этому вопросу:

"Количество галер в эскадре менялось от периода к периоду. Мы уже говорили, что на Мальту в 1530 году прибыло три галеры. В захвате Модона участвовало лишь два корабля. К 1532 году количество галер достигло четырех и эта цифра сохранялась в течение двадцати шести лет. В 1558 состав галерной эскадры был доведен до пяти единиц и это количество не изменялось в течение длительного времени, за одним исключением: в 1564 году число галер сократилось до четырех, а в 1565 году, в период непосредственной подготовки к отражению турецкого наступления и осады Мальты, было доведено до девяти корпусов. После снятия осады, потребность в средствах на восстановление разрушенных фортификационных сооружений потребовала экономии и, как следствие, сокращения численности эскадры до четырех галер. А в битве при Лепанто Мальтийский орден смог выставить в состав флота Священной лиги, насчитывающий 207 галер, только три галеры.

В 1584 году число галер было вновь доведено до пяти. Эта цифра поддерживалась до 1627 года. После постепенного увеличения численности в 1627, 1651 и 1685 году, корабельный состав галерной эскадры достиг восьми единиц и поддерживался на этом уровне в течение всего периода активных действий флота на стороне Венеции во время войны в Морее до 1701 года."

Более подробную информацию можно посмотреть по тегу "флот иоаннитов"

Нет, именно об кораблях Ордена. на тот период времени Протестанского крыла у Суверенного Мальтийского Ордена не было еще и в помине

Это Вам спасибо за внимание.

Рисунок-реконструкция галеаса грозный, аж пробирает). Красота.

Это можно отнести на счет достижений современной цифровой живописи, представителем которой является Явор.

Простите за ламерский вопрос, возможно вы его уже разбирали - могли ли европейские галеры идти на таран? И как Вы оцениваете возможности морских таранов в античное время?

Европейские и турецкие галеры могли идти на таран, но это все равно, что идти на таран на истребителе: можно, конечно, но это не входит в арсенал тактических приемов самолетов данного класса. На таран можно пойти и на своем автомобиле, если очень уж достанут. То, что обычно называют тараном у средневековых галер - это шпирон, максимум на что он был пригоден - это смести весла у галеры противника. Таранить корпус с его помощью было бессмысленно: он расположен выше ватерлинии и конструктивно достаточно слаб.
Старая античная тактика использования тарана достаточно хорошо освещена в литературе, возможно, я буду о ней писать, когда вплотную займемся вопросами стратегии и тактики использования галерных флотов. В комментарии эту тему не осветить.

А можно побольше про галеасы? Ну или если была уже эта тема.

В прежних постах написано о галеасах достаточно много. Просто нужно перейти по тегу "галеас".
Будут и новые записи об этом корабле.

Спасибо Вам. читаю Вас по-немногу с начала дневника. Получаю удовольствие

  • 1