?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Галеры Средиземноморья накануне Лепанто
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Тактика галер XVI века: скорость

Итак, после небольшого экскурса в историю морского лага, вернемся вновь к нашим галерам.

Прежде всего отметим, что связную информацию по рассматриваемой теме можно почерпнуть из книги John Francis Guilmartin Gunpowder and Galleys. Changing Technology and Mediterranean Warfare at Sea in the 16th Century (я пользовался изданием Revised Edition. Conway Maritime Press, 2003), а также из других книг и многочисленных статей морских историков в научных журналах. Мы будет ссылаться на них в случае прямого цитирования.

Итак, мы установили, что инструментов для определения скорости галер в годы накануне сражения при Лепанто практически не существовало. Натурные эксперименты по определению скорости гребных судов были задуманы и проведены уже в наше время. Известный исследователь морской истории, поставивший множество опытов для определения достоверности сообщаемых в исторических трудах сведений о тактико-технических данных кораблей прошлого, вице-адмирал флота США Уильям Ледьярд Роджерс в 1937 году измерил гидродинамическое сопротивление движению гребного гоночного катера длиною в 31 фут.


Имея на борту экипаж чемпионов в гонках на этих катерах из 12 человек, судно развивало среднюю скорость 7 узлов на дистанции в три мили. Определив величину гидродинамического сопротивления и зная скорость, Роджерс из простых соотношений вывел эффективную мощность «мускульного движителя» в данном эксперименте – 2,04 лошадиных силы.



В расчете на одного гребца эта мощность составляла 1/6 л.с. Надо подчеркнуть, что речь здесь идет об эффективной мощности, т.е. той мощности, которая затрачена только на движение корабля, она не учитывает дополнительный расход энергии на преодоление инерции весел, инерции собственных тел гребцов, проскальзывание лопастей в воде, потери на трение в уключинах и другие потери. Таким образом, Фактически это означает, что каждый гребец развивал мощность, больше эффективной. Но для наших целей интересна именно эффективная мощность, ее мы и примем за основу дальнейших рассуждений.

Исходя из этих экспериментальных данных Роджерс в своей известной книге (Naval Warfare Under Oars, 4th to 16th Centuries . Annapolis, Maryland, 1939) делает предположение, что гребец на галере развивал эффективную мощность 1/8 л.с. Основанием для снижения экспериментальной цифры ему послужило предположение, что современные гребцы более атлетичны. Этот аргумент сомнителен, так как галерные гребцы были более приспособлены к условиям работы на веслах. И все же оценку Роджерса можно принять, правда по другому основанию: более длинные весла галер имели больший момент инерции, а следовательно требовали дополнительного расхода энергии при гребле.

Исходя из значения эффективной мощности 1/8 л.с., Роджерс из известных гидродинамических соотношений вывел значение максимальной скорости для венецианской галеры с системой гребли alla sensile, находящейся в Морском историческом музее в Венеции (реконструкция адмирала Финкати).



Величина этой скорости приблизительно равна 7 узлам, возможно на половину узла меньше. Но это максимальная скорость. Гребцы быстро устают при форсированном режиме гребли (около 26 гребков в минуту; о режимах гребли мы подробно писали выше). По результатам наблюдений за греблей на экспериментальном катере, Роджерс установил, что этот темп гребцы могут выдержать не более 20 минут.


И чем длиннее был маршрут, тем меньшую скорость могла развивать галера. А для галер Венеции и частично Османской империи, где дольше всего на веслах оставались свободные гребцы, а не невольники, приходилось еще учитывать, что в случае боя эти гребцы должны были с оружием в руках участвовать в абордаже. Именно этими соображениями можно объяснить жалобы венецианских командиров на Дона Хуана за несколько дней до сражения при Лепанто. Об этом написал в своем донесении Сенату капитан-генерал венецианского флота Себастьяно Веньер. Дон Хуан, по их мнению, безосновательно изматывал флот союзников, заставляя галеры совершать на веслах слишком большие переходы. Дон Хуан был испанцем, а галеры Испании не испытывали нужды в солдатах и имели в основном шиурму из невольников, поэтому они не очень беспокоились о своих гребцах, в отличие от венецианцев. Крейсерский ход, который позволял сохранять силы гребцов, характеризовался скоростью 4 узла. (Роджерс, проведя этот расчет для античных трирем, получил результат 4,8 узла.)

Естественным образом возникает вопрос: неужели не сохранилось документов XVI века, по которым можно было бы судить о скорости галер того времени? Увы, прямых указаний на скорость нет, но из дошедших до нас записей о тактике галер мы можем достаточно убедительно судить об этой величине. Прежде всего, к таким свидетельствам следует отнести документ, который приписывают известному испанскому военачальнику и флотоводцу дону Гарсия Альварес де Толедо. О его морских заслугах написано много. (Можно, например, посмотреть у моего коллеги george_rooke.) Нас же будет интересовать его творчество после ухода в отставку. Когда в 1568 году капитан-генералом испанского флота был назначен Дон Хуан Австрийский, Гарсия де Толедо подготовил и направил ему несколько памятных записок, основанных на своем опыте ведения боевых действий на море. Считают, что среди этих записок были и «Рассуждения о том, как нужно вооружить галеру гребцами и другими членами экипажа для успешного мореплавания», текст которых сохранился до наших дней.

Свои рассуждения дон Гарсия открывает рекомендацией добавить к стандартной величине шиурмы (комплект гребцов на галере), состоявшей тогда из 164 человека, еще 20 человек. Повышение стоимости содержания галеры в связи с этим дона Гарсия не волнует: обстановка на море требовала повышения боеспособности флота, не останавливаясь ни перед какими расходами.

Эти двадцать дополнительных гребцов позволяли увеличить скорость, если их использовать как резервных для подмены выбившихся из сил или, в случае необходимости экстренного повышения скорости какой-либо из галер, доведения числа гребцов на ней до четырех на банке за счет резерва, собранного с нескольких галер.

Для нас особый интерес представляют дальнейшие рассуждения дона Гарсия. Использование дополнительных гребцов, пишет Гарсия, позволит совершать быстрые рейды вдоль вражеского побережья в ночное время «в летний период, когда ночи короткие». Чтобы избежать обнаружения с наблюдательных постов противника, требуется с наступлением сумерек пройти «восемь или девять лиг» вдоль побережья, с тем чтобы с рассветом произвести внезапную атаку ничего не подозревающего противника. Далее дон Гарсия рассуждает: даже с учетом дополнительных 20 гребцов шиурма устанет за этот переход, но без них такой переход станет вообще невозможен. Такой комментарий позволяет нам заключить, что в данном случае галера будет идти на пределе своих возможностей, ее скорость будет близка к абсолютному максимуму на такой дистанции.

Если взять продолжительность темного времени суток восемь часов, и исходить из величины 18 лиг в одном градусе долготы (60 морских миль), то получим скорость от 3 ½ до 3 ¾ узла, считая пройденное расстояние равным соответственно 8 или 9 лиг. (Взятые цифры, конечно, приблизительны, величина лиги в 3 1/3 морской мили является средней по различным источникам. Но она очень близка к величине португальской лиги, которую дает J. Villasana Haggard (Handbook for Translators of Spanish Historical Documents (Austin, 1941), p. 78) – 3,34 морских мили. Имеются серьезные основания полагать, что именно португальская миля использовалась в то время в навигации.

Разницу между этой скоростью и выведенной Роджерсом скоростью около 4 узлов для венецианской галеры alla sensile можно объяснить тем, что дон Гарсия для своих расчетов брал испанские галеры, а по многим источникам испанские галеры при ходе на веслах уступали в скорости мусульманским галерам, которые, в свою очередь, имели меньшую скорость по сравнению с галерами венецианскими.

Данные по скоростным характеристикам галер обобщены на приведенном ниже графике.


График зависимости скорости хода галеры на веслах от максимального расстояния, которое галера может пройти при этой скорости


В нормальных условиях при свежих и здоровых гребцах и чистом корпусе самая быстрая галера могла пройти около 2 морских миль за 20 минут (т.е. скорость составляла при этом ок.185 м/мин.) Но при этом гребцы выкладывались по полной и к дальнейшей работе оказывались непригодны. Эти характеристики оказывали самое непосредственное воздействие на тактику использования галеры в бою.

Действительно, галера могла преодолеть расстояние почти 200 м, т.е. дистанцию эффективного огня морской артиллерии шестнадцатого века, за одну минуту, т.е. за время, которое было меньше, чем время, необходимое для заряжания орудия. Таким образом, галеры могли рассчитывать лишь на единственный выстрел из своей носовой артиллерии, прежде чем начнется абордаж.

Это конечно исключает те случаи, когда обе стороны умышленно сохраняют предельную дистанцию на артиллерийский выстрел, а также не распространяется на галеры, которые находятся в общем строю флота в больших морских сражениях, где ни одна из сторон не желает ломать боевой порядок своих эскадр. В случае же начала абордажной схватки возможность перезарядить носовые орудия уже исключена, так как дула орудий, через которые производилась их заряжание, в первую очередь оказывались в зоне досягаемости абордажной партии противника. Следовательно, при лобовой атаке друг на друга капитаны галер открывали огонь практически одновременно, на кратчайшем возможном расстоянии. Стрелявший первым вряд ли получал большие преимущества, так как вероятность уничтожить артиллерию одним залпом была мала, да и потери у противника от одного выстрела вряд ли были решающими. Главная проблема для тогдашней артиллерии была точность стрельбы. Так как каждый из капитанов мог рассчитывать только на один выстрел своего главного калибра, они хотели нанести им максимальный урон противнику. Вероятность этого росла в геометрической прогрессии с сокращением дистанции. Поэтому галеры сближались практически до соприкосновения своих шпиронов, лишь после этого открывали огонь. Есть свидетельства (Кятиб Челеби), что при дуэли двух галер турки заряжали свою носовую артиллерию картечью, что служит еще одним подтверждением приведенного выше рассуждения.

К слову сказать, такая ситуация повторилась в тактике сухопутных войск восемнадцатого века, когда максимальное расстояние эффективной стрельбы из мушкета не превышало 100 м, и это расстояние преодолевалось солдатом быстрее, чем противник мог перезарядить свои мушкеты. Поэтому наиболее опытные солдаты открывали огонь на кратчайшем от противника расстоянии, как правило, не превышавшем 50 м. Правило «открывай огонь, когда увидишь белки глаз противника» было не простой фигурой речи.

Конечно же, у всех правил есть исключения. Красноречивый пример, когда в 1528 году Антонио Дориа одним упреждающим залпом своих носовых орудий (один василиск, две полупушки, две сакры и два фальконета) уничтожил 40 человек на галере дона Хуго де Монкада является как раз таким исключением.

Продолжение последует.

  • 1
Фундаментально и очень интересно. Спасибо!

Можно ли сказать, что гребцы на галере могут эффективно использоваться только при маневрировании в узкостях или в бою? Пересечь скажем Ионическое море от Сицилии до Крита на вёслах, даже при отсутствии волнения моря или встречного ветра, задача посильная но бессмысленная.

Т.е. как основной движетель гребцы безусловно уступают парусу?

Думаю, это было бы неверно.
Все хорошо в свое время и на своем месте.
Моря галеры успешно пересекали, в чем мы в скором времени убедимся, когда будем рассматривать сосредоточение турецкого и христианского флотов перед сражением у Лепанто.
О том, насколько и в чем уступают гребцы парусу, а насколько парус гребцам - мы уже писали и, видимо, будем писать еще. А в качестве наглядного примера из недавнего прошлого можно взять гончаровскую "Палладу", или "Коршун" Станюковича, где во всех красках описаны многонедельные безуспешные попытки довольно совершенного уже парусного судна покинуть порт и пойти по назначенному курсу при противном ветре.

Как то сомнительно, что гребцы смогут выгребать против ветра и волны даже при 3-4 баллах, которые для Средиземного моря скорее обыденность.

Латинский парус на галерах - это дань художественной традиции изображения галер или действительно штатное вооружение?
Классические гребные суда греков и римлян вполне себе ходили под прямыми парусами.

"Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить."

Сомнительно, не сомнительно - но сотни гребных судов ходили по Средиземному морю на протяжении тысячелетий.
Насчет латинского паруса я написал уже очень много, так что повторять не буду. Когда он появился, почему он появился, в чем его преимущество перед прямым парусом для галер, насколько это парусное вооружение было штатным - об этом подробно написано в журнале.

Очень интересно, спасибо.

А у главного калибра линкора "Нью-Джерси" время полета снаряда на максимальную дальность (39 км) составляет 1,5 минуты. Время перезарядки орудия – 30 секунд. То есть пока первый снаряд летит до цели, орудие успевает выстрелить ещё три раза. Каков прогресс.

Вам спасибо.
Прогресс, да. Ведь
Non progredi est regredi.   
Что не идет вперед, идет назад.

Спасибо, очень познавательно.

к слову о тактическом применении: способность галеры на "рывок гепарда" хорошо объясняет, почему они пользовались такой популярностью у прибрежных пиратов. с другой стороны, если атакуемое судно вовремя замечало нападающих и было в состоянии (изменив курс или увеличив скорость) сохранить дистанцию и сорвать перехват, то его, как правило, не преследовали. (мне кажется, или можно усмотреть определенную параллель между подобными атаками из укрытий и тактикой подводных лодок в те далекие времена, когда ПЛ не могла расчитывать догнать цель и промахнувшись в первый раз, обычно бросала преследование?)

Интересные наблюдения. Мы подробнее о тактике пиратов еще поговорим, даст бог.

у меня для Вас несколько "пиратских" фотографий из морского музея в Стамбуле

Интересно было бы посмотреть их.

я попробую положить в какое-нибудь в доступное место

Спасибо. Я обычно в таких случаях заливаю на Яндекс-Диск и передаю пароль доступа.

Спасибо, ссылку получил.

мне прислали четыре хорошие фотографии галеры из закрытой части стамбульского музея, они в том же альбоме,

Не совсем в тему: сейчас как раз читаю Роджера, "Safeguard of the sea". Он (имхо, ошибочно) считает именно арт.вооружение галер причиной появления в 16в. системы a scaloccio и переход на рабов. Логика: вес орудий на носу галеры делал ее тяжелее, ухудшал баланс и управляемость, т.е. требовались куда большие усилия гребцов. Отсюда упор на число гребцов, а не их квалификацию.

Вы имеете в виду историка английского флота Nicholas Andrew Martin Rodger'а? Его квалификация как историка галер вряд ли позволяет использовать приводимые им рассуждения как авторитетные свидетельства.
Впрочем, я пока эту книгу еще не читал. Если доберусь до нее, обсудим.

да, его. Там и помимо галер на такие ляпы порой наступаешь, что удивительно - никак не ожидал такого от серьезного автора.

Троекратно прочёл, пытаясь до чего-нибудь докопаться, и не нашел. Не к одному же узлу, в самом деле? Вы с адмиралом славно потрудились

Со всех точек зрения безупречный текст. Восхитительный

Спасибо, хотя до безупречности очень далеко.

А как у галер обстояло грубо говоря с бронированием - были какие-то эффективные средства защиты от артиллерийского огня?

Грубо говоря с бронированием дело обстояло никак. Но средства защиты были. Вот следующий пост у меня будет про галеасы - посмотрите на картинки, увидите щиты для защиты от огня и от стрел.

Галеры Средиземноморья накануне Лепанто

Пользователь d_piskov сослался на вашу запись в своей записи «Галеры Средиземноморья накануне Лепанто» в контексте: [...] Originally posted by at Галеры Средиземноморья накануне Лепанто [...]

  • 1