galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Галеры Средиземноморья накануне Лепанто

Тактика галер: артиллерия


Вопрос о размещении тяжелой артиллерии на галере мог решиться практически единственным способом. Выбор, как разместить пушку весом более двух тонн или кулеврину длиной почти пять метров на палубе шириной всего в каких-то шесть с небольшим метров, к тому же заполненной, что говорится, под завязку гребцами и солдатами, был небогат. Поэтому практически на всех галерах Средиземноморья той эпохи орудие главного калибра размещалось на скользящем станке в носовой части галеры, вдоль ее диаметральной плоскости. Существует практически единодушное мнение что такое размещение и такой станок были разработаны впервые в венецианском Арсенале после поражение в войне с турками 1499-1503 гг., в итоге которой Венеция потеряла Лепанто, Модон и Корон.

Впервые бронзовый сварной василиск, стреляющий 50-фунтовым ядром, который был установлен на носу большой галеры (galea grossa) в 1501 г.,, упоминается в Дневниках Марино Сануто (I Diarii di Marino Sanuto, Vol. III) . Он получил название cannone da corsiaкуршейная пушка. Конечно же, это была экспериментальная установка, маневренность галеры с таким орудием еще не позволяла вести огонь по подвижным целям.


Иллюстрация из книги Renaissance War Galley 1470-1590. Osprey (2002)


Можно здесь добавить, что первое упоминание об использовании куршейной пушки непосредственно в боевом столкновении галер относится к апрелю 1513 года. Когда мы рассказывали о Генерале галер Франции Прежане де Биду, мы приводили письмо Томаса Говарда к премьер-министру Генриха VIII Томасу Вулси :


«Никогда я еще не видел, чтобы люди испытывали больший страх, чем тот, который все наши капитаны и моряки испытали перед галерами; этот страх был так велик, что они с большей охотой пошли бы в чистилище, чем в Брест… одна из этих галер при спокойной погоде может потопить две наши галеры и гребные баржи….»


Именно тогда, в бою неподалеку от Бреста, впервые отмечено боевое применение куршейных пушек на галерах. (Кстати, там пожалуй впервые был применен на галерах и гранулированный порох. Но об этом мы еще подробно поговорим, когда будем рассматривать эволюцию галерной артиллерии.)

К 1520 году куршейные пушки были установлены практически на всех стандартных военных галерах, которые к периоду лепантской битвы вытеснили каракки, основные артиллерийские корабли начала и середины XVI века.


Деревянная модель из Museo Storico Navale, Венеция. Фото Myriam Thyes


Тот факт, что станки тяжелой артиллерии того времени были скользящими и не имели еще колес, хорошо видно на фото модели XVII века из венецианского морского музея


А вот та же артиллерия, но вид с носа:


Самые лучшие пушки того времени были у венецианцев. Они были короче и легче соответствующих орудий на испанских и мусульманских кораблях, позволяя при той же огневой мощи иметь меньший вес артиллерии и, следовательно, большую скорость на веслах. Лучше была и техника стрельбы, что вело к большей точности и дальности огня. Имеются свидетельства о прицельном огне венецианских артиллеристов на дистанциях до 500 м.

Конечно, небольшое место, которое мы выделили для галерной артиллерии в нашем рассказе о тактических характеристиках галер накануне сражения при Лепанто, не дает полного представления об этом предмете. Естественно, мы будем подробно говорить о вооружении галер в будущем. А сейчас скажем лишь несколько слов о том, как размещение артиллерии в носу сказалось на конструкции галеры.

Главным конструктивным изменением стало появление в носу галеры боевой платформы. Такие платформы появились на галерах Франции, Испании и ее союзников, Папского государства. Венецианские галеры и галеры мусульманских стран не торопились с введением подобного новшества. На галерном языке эта надстройка называлась rambade, на испанском arrombada, или arrumbada. Знатоки старого испанского могут меня поправить, сославшись на фундаментальный труд Le trésor des deux langues espagnole et françoise de César Oudin , augmenté... par Antoine Oudin.... (1660), что arrumbada, как и rambade – это просто отхожее место на галере, гальюн. Здесь Антуан Уден, переводчик Людовика XIII, учитель иностранных языков Людовика XIV, сын знаменитого королевского переводчика Цезаря Удена, видимо, все же, дал маху. Впрочем, ничего удивительного нет. У нас сейчас только специалисты и любители истории флота объяснят, что гальюн – это не только (и не столько) отхожее место, но и важная корабельная конструкция в носовой части судна. Так и в нашем случае. На самом деле, отхожее место на галере находилось на одном из бортов конструкции, которая называлась arrumbada.

Первоначально rambade, arrombada, arrumbada, как мы можем прочитать в известном труде второго вице-короля Ост-Индии знаменитого португальца Афонсу де Албукерки (1453-1515), прозванного Великим Альбукерком (Commentarios do grande Afonso Dalboquerque: capitão geral que foi das Indias Orientaes em tempo do muito poderoso rey D. Manuel, o primeiro deste nome) были ничем иным, как ограждением вдоль всего борта, изготовленным из различных нужных и ненужных вещей, которых много на корабле: остатков старых канатов, бухт тросов, отработавших свое блоков, старых негодных уже парусов, кусков рангоута, обрезков досок, матрацев и пр. и пр. Это заграждение сооружалось перед боем для защиты гребцов и солдат от огня противника. Фактически, такое ограждение было развитием старого павесада на более ранних галерах (о павесаде мы подробно писали ранее). Когда появилась тяжелая носовая артиллерия, то ни о каком заграждении в носу уже не приходилось думать, да и вообще место для размещения воинов в носу резко сократилось. Тогда пришлось вспомнить, как решалась такая проблема «в старину», еще на дромонах, и в носу, над артиллерией, появилось некое подобие старой боевой платформы, которое назвали традиционным уже термином rambade, arrumbada.

Занимая пространство сразу же перед двумя носовыми банками, рамбад по ширине практически равнялся ширине галеры, по длине же не превышал трех метров. По высоте надстройка была ненамного больше человеческого роста, с бортов платформа подерживалась наклонными щитами, закрепленными на постице. Таким образом, если смотреть с носа, рамбад имел трапецевидную форму.


С самого начала новая надстройка использовалась как абордажная платформа, ее высота позволяла обеспечить огневое господство над палубой корабля противника. В тактике испанских и мальтийских галер сразу после выстрелов носовых орудий следовал залп мушкетеров, находящихся на этой платформе, после чего следовали уже действия абордажной партии. Временные заграждения, установленные на платформе, позволяли мушкетерам и аркебузьерам вести с нее огонь в ходе всего боя.

Сохранившиеся изобразительные свидетельства XVI века позволяют делать осторожное заключение о том, что на мусульманских галерах подобной носовой абордажной платформы не было. Однако некоторые письменные источники подтверждают наличие невысокой «крыши», возможно не выше уровня куршеи, над носовой артиллерией у этих галер. Крыша эта была не очень длинная, позволявшая как заряжать пушку с дульной части, так и вести огонь с кормового ее конца.

На этом пока прекратим рассмотрение тактических характеристик галер накануне сражения при Лепанто, но конечно же мы еще не раз вернемся к этому предмету.
Tags: rambade, артиллерия галер, тактика боя
Subscribe

  • Хопер-2017

    Вернулся с внучкой в хмурую Москву после некоторого времени, проведенного на берегу Хопра, в славном городе Борисоглебске. Еще раз приношу…

  • Борисоглебск-2016

    Вода, вода. Кругом вода. Вторую неделю ждем погоды у Хопра. Уже не холодно, но льет каждый день. Вода в реке стоит высоко, когда смотришь на нее…

  • Борисоглебск-2015

    Пару лет назад, рассказывая о старой фотографии отца, я поместил несколько снимков бывшего авиационного училища в Борисоглебске, посетовав, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Хопер-2017

    Вернулся с внучкой в хмурую Москву после некоторого времени, проведенного на берегу Хопра, в славном городе Борисоглебске. Еще раз приношу…

  • Борисоглебск-2016

    Вода, вода. Кругом вода. Вторую неделю ждем погоды у Хопра. Уже не холодно, но льет каждый день. Вода в реке стоит высоко, когда смотришь на нее…

  • Борисоглебск-2015

    Пару лет назад, рассказывая о старой фотографии отца, я поместил несколько снимков бывшего авиационного училища в Борисоглебске, посетовав, что…