galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Как внедрялись стандарты при Людовике XIV

До Людовика XIV и в первые годы его правления многие галеры, да и парусные корабли  французского флота, были частной постройки. Более того, они находились в собственности и под управлением иностранных офицеров-наемников или рыцарей Мальтийского ордена. Получая плату от короля Франции, эти наемники командовали своими собственными галерами или эскадрами и служили по контракту, заключенному на определенный период и на согласованную сумму. Но по различным причинам служба этих морских кондотьеров не полностью удовлетворяла Людовика XIV и он отказался от них в 1660-х годах. Новый военный флот стал, таким образом, флотом его величества, а Галерный Корпус – королевской службой с неограниченным королевским контролем.

 

Последний из наемников – маркиз де Центурион, имеющий связи с Генуей, оставался на службе у Людовика до начала семидесятых годов. (об этом можно прочитать у П.У. Бэмфорда в “ Fighting ships and prisons.The Mediterranean Galleys of France in the Age of Louis XIV». Minneapolis,1973). 

На первом этапе некоторые из галер были построены иностранными кораблестроителями, или на иностранных верфях, потому что было легче и, как правило,   дешевле покупать или строить за рубежом. В начале шестидесятых годов, например, несколько галер было построено в Генуе. Но Кольбер, министр финансов и морской министр, был принципиально против практики строительства кораблей на иностранных верфях; он хотел, чтобы галеры его величества строились во Франции. Этого ему удалось добиться и после 1670 г. почти все галеры строились на французских верфях.

 

Первоначально среди французских галер трудно было найти хотя бы две похожие, так как до эпохи Кольбера их строили совершенно разные галерные мастера, по различным чертежам. Размеры галер могли даже зависеть от ассортимента лесоматериалов, имевшихся в наличии на момент начала постройки. Но Кольбер, с его склонностью к единообразию, изменил эту практику. Ему понравились эффективные методы, использовавшиеся голландцами на судостроительной верфи Заандам. В 1678-79 гг. Кольбер и его сын Сеньелэ выпустили в свет своеобразные стандарты, определявшие размерения обычных (ординарных) галер: наибольшая длина около 185 футов, наибольшая ширина по ватерлинии около 22 футов; каждая галера должна иметь 52 весла, по 26 на борт, с пятью гребцами на каждое весло. Даже для уникальных галер, предназначенных для руководства флота и Галерного Корпуса – Grande  ale или ale, Patronne, Capitane и Invincible, – которые отличались от ординарных галер размерами, числом гребцов на одно весло (6-7 человек для ale), а также и их качеством и особым убранством, вводилось некое подобие стандартов.

И все же люди, которые строили галеры для короля, находили пути для выражения своей индивидуальности, несмотря на жесткие правила, предписанные Кольбером. Они подтверждали мысль, что кораблестроение было больше искусством, чем наукой. Некоторые из них соединяли капризны и чудачества с профессиональным мастерством, как это обыкновенно делают художники. Старший Кольбер имел обыкновение вручать золотые медали кораблестроителям, так как он считал существенным привлекать к работе на короля лучших из них. Эти мастера составляли небольшую замкнутую группу,  их секреты передавались от отца к сыну. Конечно, Кольберу не нравилась профессиональная монополия этих людей. С целью увеличения их числа он создал школу для кораблестроителей в Марселе.

Эта школа не имела успеха. «Проблема преподавательского состава» преследовала ее с самого начала. Преподаватели работали там с неохотой. Наиболее квалифицированный преподаватель Пьер Шабер, казалось бы, должен был посчитать за честь получение письма от Кольбера, в котором объявлялось о его назначении на пост профессора в будущей школе. Будучи не в восторге от необходимости открывать профессиональные секреты, Шабер твердо отказался от поста, и несмотря на настойчивые просьбы, давление и угрозы министра, настаивал на этом отказе в течение нескольких месяцев. Потеряв, наконец, терпение, министр информировал Шабера, что он либо будет преподавать, либо будет заключен в тюрьму. Он и после этого еще отказывался. Был выдан ордер на его арест, в котором объявлялось, что Шабер не будет освобожден « до тех пор, пока от не станет более покорным и пока не проявит готовность пунктуально выполнять приказы, полученные от короля.» Марсельский плотник-кораблестроитель наконец-то подчинился воле короля. Но этим дело не кончилось.

Шабера, хотя и вынудили принять назначение, но не могли заставить преподавать. Сначала он жаловался на плохое здоровье, говоря что у него слабые легкие и он не может «говорить громким голосом три раза в неделю». Эта уловка не удалась, занятия начались. Но его преподавание было поверхностным. Технические детали были представлены так запутанно, что студенты не понимали их. Тем не менее Пьер Шабер сумел пережить гнев властей и его поведение не поставило под угрозу расположение, которым он и его семья долгое время пользовались. В 1689 г., когда рассматривались серьезные изменения в методах строительства кораблей, министр строго наказывал своим подчиненным «не менять ничего в строительстве галер без учета мнения младшего Шабера, который, без сомнений, самый способный из них. Не используйте новые методы без консультаций с ним.»



Tags: Кольбер, Шабер-младший, стандарты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Прощание

    Меня зовут Соня. Возможно, вы знаете меня из некоторых постов в этом блоге. Мои фотографии мелькали здесь время от времени, потому что автор блога -…

  • Античные корабли

    Что такое таран и когда он появился на греческих кораблях И старый дом, куда привел я вас, Его паденья был свидетель хладный. На изразцах…

  • Античные корабли

    Пентеконтера Все традиционные общества умеют связывать энергию «лишних людей», ставить ее на службу обществу (ирригация, мандаринат) или хотя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments