galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Парусные корабли Средиземноморья

Коги-коки-нао-каракки


Смело, братья, бурей полный
Прям и крепок парус мой.
          Н. М. Языков. Пловец (1829)


Итак, мы установили, что в XIV веке на Средиземном море получило широкое распространение одномачтовое судно с прямым парусным вооружением – ког. Однако было бы большим заблуждением считать, что итальянские кораблестроители откинут весь накопленный веками опыт строительства многомачтовых купеческих судов ради нового, пусть и более прогрессивного, но все же тихоходного судна с небольшим водоизмещением. Начались работы по совмещению на одном корабле достоинств старой навы и кога. Это привело к созданию в середине XV века нового типа парусных кораблей – каракки.

Процесс этого перехода был сложным, с возвратами к прежним типам кораблей и созданием новых, на принципиально иных принципах. При этом явно проявлялись региональные особенности и традиции кораблестроения. Процесс в Испании протекал совсем по иному, чем, скажем, в Генуе или Венеции. Но все же существовали некоторые общие тенденции.

Первоначально ког (кок) строили по клинкерной технологии, т.е. верхний пояс обшивки делали с некоторым напуском на нижний. В отличие от средиземноморской традиции коги были плоскодонными судами. Они имели, как уже упоминалось выше, одну мачту с прямым парусом и навесной руль в корме. Однако в таком виде коги просуществовали недолго. На судостроительных верфях Средиземного моря корабельные мастера стали вновь обращаться к оправдавшим себя прежним достижениям традиционного средиземноморского кораблестроения. В первую очередь стали отказываться от клинкерного корпуса и вернулись к набору встык, карвель. Клинкерный способ оправдывал себя для небольших судов, но он не обеспечивал необходимой герметичности корпуса при переходе к крупным кораблям. (Самый крупный корабль клинкерной постройки знаменитый флагманский корабль Генриха V Grace Dieu (1414) был, пожалуй. последним кораблем этого типа в крупнотоннажном кораблестроении.)

Достроечные работы на корабле Grace Dieu в 1418 г., река Хэмбл, Великобритания


Появился новый тип корабля – coca, который хотя внешне мало отличался от прежнего кога, но строился уже в карвель и имел две, а то и три мачты. Однако, и кока продержалась недолго. Так, в источниках Барселоны не встречается упоминание такого типа кораблей как cocche уже после 1437 года. Скорее всего, кока по мере роста ее размеров превратилась в корабль, который получил название нао.

Термин нао впервые появляется в 1343 году в Хронике Альфонса XI Кастильского (Crónica de Alfonso Onceno) при описании осады Альхесираса (Algeciras), в которой участвовал флот Королевства Арагон и корабли флота Генуи. Хронист пишет, что с моря осаду осуществляли 50 генуэзских и кастильских галер и десять галер Арагона (galeas), а также 40 военных парусных кораблей из Кастилии (quarenta naves de Castiella , et estas eran de guerra). Деятельность этого флота обеспечивали другие корабли и суда (naves et baxeles), которые доставляли провиант (traían las viandas), а также небольшие маневренные сабры и леньо (et zabras, et leños), которые обеспечивали их защиту. Во время разыгравшегося шторма два больших нао (dos naos grandes) потерпели крушение и были выброшены на берег вместе с грузом провианта.

Повторю, что здесь речь идет о нао как типе парусного судна, а не как родовом термине «корабль» для двухмачтовых парусников с прямым парусным вооружением, таких, которые в большом количестве представлены в миниатюрах к Кантигам (песням) Девы Марии. Эти кантиги были составлены при дворе короля Кастилии и Леона Альфонса X (некоторые полагают, что самим Альфонсом) и в конце XIII века сведены в четыре манускрипта.

Альфонсо Х, Cantigas de Santa Maria (1290) Manuscript, Biblioteca Nazionale Centrale, Флоренция


Кое-что о таких нао, навах или нефах мы уже писали раньше. Пятнадцатый век характеризовался торжеством парусных кораблей именно этого типа.

О том, как от нао на Средиземном море перешли к каракке – поговорим в следующий раз.
Tags: кантиги, каракка, ког, кока, нао, парусные суда
Subscribe

  • Каракка

    Первые каракки О, sancta simplicitas! — сказал Степан Аркадьевич и кратко и ясно растолковал Левину, в чем дело. Лев Толстой. « Анна…

  • Венецианский ког

    Венецианский ког: паруса «…что вдалеке твой взор распознает? Что с мачты видишь…» ― «Я вижу бесконечность!» В. Г. Тепляков. Вторая…

  • Венецианский ког

    Венецианский ког: бегучий такелаж Я волен был в моей темнице, В полуживой тюрьме моей; Я всё имел, что надо птице: Гнездо на мачте меж…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments