galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Греческий огонь

Греческий огонь на пути из варяг в греки


Вздрогнув, окрест себя взираю,
Страшуся, леденею, таю
И зрю дрожащий некий свет
Средь черна облака сгустевша.
          Г. П. Каменев. К П. С. Л. Р. (1796)


Греческий огонь, который использовали византийцы, и 5 (пять!) веков спустя потрясал и внушал ужас врагам империи. Помимо того, что он не мог быть потушен водой, горел на ее поверхности, использовавшаяся горючая смесь была достаточно жидкой, чтобы ее можно было распылять с помощью сифона или, как бы мы сказали сейчас, форсунки, инжектора. Пламя горело со страшным ревом и свистом, с выделением большого количества густого дыма. Рассказы о греческом огне обрастали мифами, что еще больше усиливало психологическое воздействие этого оружия. Не удивительно, поэтому, что описания греческого огня появлялись в самых неожиданных текстах той эпохи. С одним из них мы уже познакомились в прошлом рассказе. Сегодня рассмотрим другой пример.

Речь пойдет об описании двух походов, отправным пунктом которых была Древняя Русь.

Волокут волоком. Н.К. Рерих, 1915


Описания эти мы найдем в «Саге об Ингваре Путешественнике» (Yngvars saga víðförla). Приблизительное время написания саги - XII век. Возможный автор - Одд Сноррасон Мудрый. В нашей литературе очень много прекрасного материала по этой теме, так что я избавлен от необходимости приводить подробности этой истории и ее научного толкования.

Рунический камень


По вопросу о том, какую цель преследовала экспедиция Ингвара имеется несколько точек зрения. Главные из них пожалуй две. Одна группа исследователей полагает, что конечным пунктом экспедиции были Византия и Малая Азия. Наиболее естественным путем туда был Днепр. Другие историки считают, что отряд продвигался в направлении Закавказья и, возможно, в мусульманские земли ("Серкланд", как их называют в рунических надписях), расположенные далее на восток. Достичь этих земель было легче всего по Волге.

Описание походов изобилует разного рода чудовищами, великанами и всякой мистикой. Но многие описания имеют под собой вполне определенные и реалистические исторические явления. К последним, видимо, относится и встреча экспедиции с пиратами (illgerðamenn).


«А на этой реке, по которой ты плыл, прячутся разбойники на больших кораблях, прикрывают они свои корабли камышом, чтобы люди приняли их за острова, и есть у них всякое оружие и метательный огонь, и они больше губят людей огнем, чем оружием»
          Г. В. Глазырина. Сага об Ингваре Путешественнике: Текст. Перевод. Комментарий. (М.: "Восточная литература", 2002).


Что же это за губительный огонь?


«Они поплыли теперь до того места, где река разделяется на рукава, и видят они, что 5 островов передвигаются и направляются к ним. Ингвар приказал своим людям быть начеку. Он велел высечь огонь из освященной трутницы. Вскоре один остров подплыл к ним и обрушил на них град камней; но они прикрылись [щитами] и выстрелили в ответ. А когда викинги встретили сильное сопротивление, то принялись они [пираты] раздувать кузнечными мехами ту печь, в которой был огонь, и от этого возник сильный грохот. Там находилась медная труба, и из нее полетел большой огонь на один корабль, и он в считанные минуты сгорел дотла.»
          Там же



Труда не составит увидеть в этом описании греческий огонь. Такое натуральное описание в саге секретного византийского оружия породило интересную гипотезу (ее автор Е.А. Мельникова), согласно которой сага об Ингваре – это переработанный на скандинавской почве рассказ о походе русских на Константинополь. Е. А. Мельникова опирается не только на свидетельства саги и западноевропейских источников, но также на сообщения русских летописей о событиях начала 40-х гг. XI в. Она связывает рассказ саги о походе Ингвара с единственным крупным походом этого времени с участием варягов - нападением русского войска, руководимого сыном Ярослава Мудрого Владимиром, на Византию, зафиксированным в русских летописях под 1043 годом

В "Повести временных лет", в частности, это событие сохранилось в лаконичном описании под 1043 г.:


"Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата: "Я пойду с ними". И высадился к ним с корабля, и сказал: "Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной". И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. [...]"
         


Образ главного героя этого похода Владимира Ярославича был замещен образом Ингвара, а Владимир занял место одного из его основных приближенных. В саге нашла отражение, считает Е. А. Мельникова, и истинная конечная цель похода - Константинополь, упомянутый в произведении всего один раз, в финальной части рассказа об экспедиции Ингвара. Дополнительным аргументом в пользу предложенной локализации, считает автор исследования, служит приведенное в саге описание греческого огня, составлявшего военную тайну византийцев и применявшегося исключительно ими.

С этой точкой зрения не согласен, в частности, Дж.Шеппард. Он считает что рассказа о греческом огне недостаточно, чтобы сделать вывод об участии Ингвара в походе на Константинополь. "Если считать, что сага дает искаженное отображение похода 1043 года, то странно, что в ней нет прямого упоминания о самой атаке на Miklagarðr" (Miklagarðr по-старонорвежски – Константинополь.)

Но вернемся к тексту саги. Ингвар сумел противостоять страшному оружию пиратов.


«А когда Ингвар увидел это, пожалел он о своей потере и велел принести ему трут с освященным огнем. Затем он согнул свой лук, и положил на тетиву стрелу, и зажег конец стрелы освященным огнем. И эта стрела с огнем полетела из лука в трубу, выступающую над печью; и перекинулся огонь на самих язычников и в мгновенье ока сжег остров вместе с людьми и кораблями. И подошли другие острова. Но как только Ингвар слышит шум раздуваемых мехов, стрелял он освященным огнем, и разбил он тот дьявольский народ с помощью Господа, так что не осталось ничего, кроме пепла.»
          Там эе



Ясно, что здесь многое от фантастической веры автора саги в непобедимость варяжских воинов. Но упоминание печи, бронзовой или латунной трубы, сильного грохота и огненной струи оставляет мало сомнений в том, что у автора текста был какой-то опыт соприкосновения с греческим огнем.
Tags: Владимир Ярославич, греческий огонь, сага об Ингваре
Subscribe

  • Греческий огонь

    Отметил неприятный факт. Некоторые части моих постов о греческом огне каким-то боком появляются на сайтах, посвященных использованию зажигательных…

  • Греческий огонь

    Белая нефть и арабские рецепты зажигательных смесей Граждане,   вас     интересует рецепт? Открыть? Маяковский. В…

  • Греческий огонь

    «Нафта» и «Белая нефть» Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила ― И пучину взворотила И поставила вверх дном? Ф.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Греческий огонь

    Отметил неприятный факт. Некоторые части моих постов о греческом огне каким-то боком появляются на сайтах, посвященных использованию зажигательных…

  • Греческий огонь

    Белая нефть и арабские рецепты зажигательных смесей Граждане,   вас     интересует рецепт? Открыть? Маяковский. В…

  • Греческий огонь

    «Нафта» и «Белая нефть» Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила ― И пучину взворотила И поставила вверх дном? Ф.…