galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Парусные корабли

Португальская каракка



Все романы обычно
                  на свадьбах кончают недаром,
Потому что не знают,
                  что делать с героем потом.
          К. М. Симонов. Пять страниц



Так уж получается, но тема каракки у нас тесно увязана с темой бракосочтания венценосных особ. Мы уже писали (помните, мы тогда еще пообещали начать ходить по свадьбам), что в 1468 году, когда праздновали свадьбу герцога Бургундии Карла Смелого и сестры короля Англии Эдуарда IV Маргариты Йоркской, появилось первое изображение фламандской каракки. И вот сейчас мы обращаемся к истории другой свадьбы, состоявшейся полвека спустя, в 1521 году. Браком сочетались Карл III, герцог Савойи, и шестнадцатилетняя инфанта Беатриса, дочь короля Португалии Мануэла. Правление Мануэла стало периодом наивысшего морского могущества Португалии, при нем Васко да Гама в 1498 году достиг берегов Индии, а Педру Алвариш Кабрал открыл Бразилию. Поэтому, естественно, доставка невесты в Вильфранш, где ее дожидался Карл Добрый, была поручена португальскому флоту.

Каракка.jpg
Португальская каракка у скалистого берега, (1540). Анонимный художник из окружения фламандского живописца Иоахима Патинира. National Maritime Museum, Greenwich, London.


Кстати, в живописи известно не так уж много изображений португальских каракк начала XVI века. Среди них сцена мученической гибели спутниц св. Урсулы на алтарной росписи в церкви святой Авты. Работа ныне находится в Лиссабонском Музее старинных искусств


Martyrdom-of-the-Eleven-Thousand-Virgins.jpg
Ретабло «Мученичество одиннадцати тысяч девственниц» (1512-1525). Lisbon, Museu Nacional De Arte Antiga


Или вот это произведение Мастера из Лориньяна :


каракка португальская nau_lourinha.jpg
Мастер из Лориньяна. Апостол Иоанн на острове Патмос. Museu da Santa Casa da Misericórdia, Лориньян, Португалия


Однако именно панель из Морского музея в Гринвиче стала первым живописным изображением, не связанным с религиозными мотивами.

Но вернемся к свадьбе. Король Мануэл собрал специальный флот, на флагманском корабле которого находилась его юная дочь, чтобы продемонстрировать всем средиземноморским державам свое могущество на море и богатство своей державы, добытое в дальних странах. Во многих хрониках того времени это событие было описано во всех подробностях и красках. Однако, как полагает исследователь этого события Ричард Баркер (Showing the flag in 1521: wafting Beatriz to Savoy), была и еще одна причина для формирования сильного флота для такого случая: невесту со всеми ее богатствами предстояло провести мимо пиратов Северной Африки, бунтовщиков из Испании и военных кораблей воюющих между собой Испании и Франции. Для всех этих морских разбойников свадебный караван являлся лакомым куском. Поэтому полотно с изображением большого числа кораблей под португальскими и савойярдскими флагами, с которого мы начали свой пост, скорее всего и рисует нам это событие, хотя до сих пор на этот счет существует много сомнений.

Ведь было еще одно событие, в котором принимал участие сильный португальский флот – взятие Туниса в 1535 году. Сомневающиеся ученые как раз и полагают, что на полотне из Гринвича изображен флагманский корабль той экспедиции «Сан-Жуан» (São João). Но поскольку сторонники этой гипотезы пока еще в меньшинстве, мы присоединимся к первоначальному варианту – это свадебный кортеж Беатрисы во главе с флагманской караккой «Santa Catarina de Monte Sinai». Тем более, что итальянские искусствоведы полагают: атрибуция полотна (точнее, дубовой панели, на которую нанесено изображение) могла быть сделана лично самой Беатрисой Савойской.

Источники того времени называют различное число (от восемнадцати до двадцати пяти) кораблей, которые входили в состав флота португальской инфанты. Включают в их состав четыре больших навы (naos), принадлежащих лично королю, корабль посла Савойи в Португалии, еще четыре навы поменьше, два галеона (galeões), три каравеллы (caravelas), четыре галеры, до четырех более мелких гребных судов, суда снабжения и обеспечения.

Да, но где же здесь каракки? Прервем здесь рассказ на мгновение, чтобы напомнить то, что мы уже сказали о каракках:


…в конце XV– начале XVI века один и тот же широко распространненный в Европе тип парусного корабля имел различные названия: в Западной Европе это была каракка, в Венеции – барза, в других странах Средиземноморья – нава (в ее различных формах – неф, нао и т.п.). В развитие конструкции всех этих кораблей появился галеон, объединивший лучшие их качества.



Именно так. В португальских документах этого периода такой корабль называется nau, изредка по-испански nao. И никогда каракка. Название картины из Гринвича – Portuguese Carracks off a Rocky Coast – дано уже англичанами.

Ниже мы со всеми подробностями поговорим о португальской каракке - nau, сейчас же вернемся на свадьбу.

Инфанта, как уже говорилось, находилась на флагманском корабле Santa Catarina de Monte Sinai. Это был корабль грузовместимостью от 700 до 800 тонелей (1 португальский тонель – tonel, мн.ч. toneís – единица грузовместимости судна, соответствует грузовому пространству, в котором может поместиться бочка высотой 6 palmos de goa = 1,54м и диаметром 4 palmos de goa = 1,03 м; tonel переводится на русский, естественно, бочка). Заложен корабль был в 1512 году в Индии, в порту Коччи (ранее Кочин, португ. Cochim) на Аравийском море. Введен в строй в 1521 году. Корпус изготовлен был из тикового дерева.

Интересна дальнейшая судьба этого корабля. В 1523 году Катарина стала флагманским кораблем третьего путешествия Васко да Гамы в Индию, достигла Гоа в сентябре 1524 года. При возвращении в Португалию Santa Catarina исчезла. Существует много вариантов этого происшествия, как в записях хронистов того времени, так и в современных исследованиях. Все они связывают это событие так или иначе с бунтом, который поднял на борту каракки опальный капитан португальского флота Луис ди Менезиш, брат губернатора Португальской Индии Дуарте ди Менезиша, арестованного Васко да Гамой и в кандалах направленного в Лиссабон. Братья в целях безопасности находились на разных кораблях. Луис якобы захватил Катарину и занялся пиратством в водах Индийского океана. По другому варианту Катарина была захвачена французскими корсарами где-то на пути между мысом Доброй Надежды и Португалией. Впрочем, существует и еще один вариант: корабль попросту затонул у берегов Мозамбика, так как в корпусе появились многочисленные течи.

Santa Catarina de Monte Sinai была военным кораблем (140 пушек, правда, большая часть – вертлюжные орудия небольшого калибра), поэтому ее пришлось переделать, чтобы приспособить для пребывания будущей герцогини Савойи и ее окружения. На корме были оборудованы дополнительные каюты со всеми удобствами («удобства» включают и то, что обычно понимается под этим словом в великом и могучем). Убрали главный шпиль, а для доступа моряков к рулю построили внешние галереи. Палубу покрыли парчовыми матами. Адмиральскую каюту превратили в огромный зал (sala) шириной 10 м в самом широком месте и 7 м - в самом узком. Ют корабля покрывал роскошный тент, наподобие тех, которые использовались на галере адмирала, и также как на галерах достигавший воды, как, например, на переднем плане изображения из Гринвича, справа.

О том, какую информацию мы еще можем извлечь из изображения свадебного кортежа Беатрисы, поговорим в следующий раз.
Tags: каракка, португальская каракка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments