galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Венецианский ког

Венецианский ког – анфас и в профиль



Для меня готова барка,
Отправляюсь… Льву Сан-Марка
Надо же отдать поклон.
          И. П. Мятлев. Венеция




В предыдущем рассказе мы смогли, опираясь на данные из старинной рукописи Fabrica di Galere, изобразить поперечное сечение венецианского кога (cocha) в районе мидель-шпангоута. Но этого явно мало, чтобы представить вид корабля в целом. Поэтому продолжим наши изыскания.

Приведем сначала цифры размерений, о которых мы говорили в прошлый раз, но не зафиксировали их в нашем описании:

Высота первой палубы над килем (глубина трюма) – 7 ½ футов
Расстояние между первой и второй палубами – 5 ½ футов

Далее наш корабельный мастер приводит значение фундаментальной величины – длина корабля «от штевня до штевня» (longa de roda in roda) – 95 футов (33,06 м).
Эта величина позволяет нам оценить вид боковой проекции нашей коки; а если мы добавим к ней другие значения, приведенные мастером:

Длина форштевня (longa la roda de prora ) – 32 ½ фута
Длина ахтерштевня (longa I'asta de pope) – 20 2/3 фута
Длина проекции форштевня на горизонтальную плоскость (slanzo de prora) – 22 2/3 фута
Длина проекции ахтерштевня на горизонтальную плоскость (slanzo de pope) – 5 футов
Длина руля (timon) – 22 2/3 фута,

то боковой вид венецианского кога получается автоматически





Приведем еще несколько интересных цифр, которые характеризуют наш корабль в целом:

Отношение длины киля к наибольшей ширине – 2,45
Отношение длины между штевнями к наибольшей ширине – 3,6
Отношение глубины трюма к наибольшей ширине – 0,28

Таким образом, мы имеем типичный «круглый» корабль.

Полученные нами данные помогут определить грузоподъемность двухпалубного венецианского кога. Для этого можно воспользоваться формулой, которая приведена в этом же манускрипте. Мы ее подробно исследовали в более ранних наших постах. Сейчас лишь напомним ее суть: чтобы получить грузовместимость судна, нужно умножить наибольшую ширину Q, выраженную в венецианских футах, на глубину трюма L (в футах); полученный результат умножить на длину киля P (в двойных шагах, пассо) и разделить на 6. Если привести все размеры к футам, то объем в боттах (botte, бочка) = (QxLxP)/30. Произведя все указанные действия, получим в результате 746 ботт. Мы можем сравнить эту величину с приведенным в этом же манускрипте значением грузоподъемности, полученным эмпирическим путем – 705 ботт (лист 47). Неплохое совпадение, мне кажется, что свидетельствует о пригодности приведенной формулы для вычисления грузоподъемности кораблей данного типа. О переводе значения ботта в метрические единицы мы уже говорили несколько раз, приведем здесь ориентировочное значение 1 ботта = 600 литров. Ботта занимала приблизительно 0,8 куб. метров свободного пространства корабля. При выборе этого значения я во многом выступаю волюнтаристом, поэтому если кто-нибудь обоснует справедливость другого значения этой величины, я особо упираться не буду.

Теперь пару слов о руле (timon). Это достаточно внушительное сооружение. О длине его мы уже писали – он на два фута длиннее ахтершевня, почти восемь метров. Ширина же в самом широком месте (alla pala) – четверть его длины, т.е. около двух метров. Крепление – восемь пар рулевых крючьев и рулевых петель. Заметим, что в рассматриваемом нами манускрипте термин timon в приложении к рулю парусного судна используется только для судов с прямыми парусами. Для кораблей с латинским вооружением обычно говорят о «бискайском руле», в отличие о пары находящихся на них же запасных рулевых весел, которые называют «латинскими». Согласно записи в Fabrica di Galere, латинские весла должны быть на семь футов длиннее, чем высота палубы, из чего мы можем заключить, что судно имело покрытый палубой ют, с которого и управлялся корабль.

Изучая дальше наш трактат, мы выясняем, что венецианский ког имел три шлюпки: две типа batel и одну типа gondola. Бóльшая по размерам batel имела в длину 36 футов (12,53 м), вторая шлюпка этого типа была на два фута короче, а длина gondola составляла 24 фута (8,35 м).

Продолжение последует.
Tags: кока, руль
Subscribe

  • Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка

    Что произошло после возвращения "Золотой лани" в Плимут? Про Колумба, Магеллана Про де-Гаму и других, Всех героев океана, Знаменитых и…

  • Памятники пиратам

    Не могу не поделиться отличным материалом из сообщества anything-aos. Интересная идея - свести все памятники пиратам в одно место. И неожиданно в…

  • Купцы и корсары Средиземноморья

    Гнездо разбойничьих племен. А. С. Пушкин. Кавказский пленник Воин Востока (картина Пьера Франческо Мола, известная также под названием…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments