galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Галеры Англии

Малые гребные корабли Англии эпохи Тюдоров: бригантины и фрегаты



Ты, брат, тоже мал, да удал. Тоже хорош…
          И. А. Бунин. Сила



Помимо галер, галеасов и гребных барж в составе английского военного флота в шестнадцатом веке были и другие гребные суда, меньшие по размерам, которые соответствовали малым гребным кораблям итальянских республик, Испании и Франции той эпохи: fusta, galeotta, brigantina и fregata. Названия их, естественно, иногда отличались.

Так, наряду с названием brigantina, brigantine в английском языке чаще употребляли brigandine. Эти корабли, конечно, отличались от парусных бригантин последующих эпох. Больше они походили на испанские brigantinas, которые построил и на которых путешествовал в бассейне реки Амазонки Франсиско де Орельяна. Тот самый Орельяна, судьба которого так занимательно вплетена в сюжет о приключениях Индианы Джонса, связанных с поисками хрустального черепа. Недавно пересмотрел этот фильм: старые как малые, любят сказки.


Постройка бригантины «Сан Педро» членами экспедиции Франсиско де Орельяна из обломков корабля, потерпевшего крушение.

Как известно, Орельяна в 1541-1542гг. построил две бригантины: Vittoria, имевшую в длину немного более семи метров (точнее, 23 фута 9 дюймов), оснащенную двумя мачтами и девятью банками для гребцов; и San Pedro, меньшую по размерам с семью банками для гребцов и экипажем в 20 человек.

В английском флоте было несколько бригантин, которые можно отнести к категории гребных судов. Сведения о них очень скудные

  
		Год постройки      Тоннаж   Экипаж
Brigandine (1) . . 	1545 		40 	44
Guide . . 		1563 			(23)
Makeshift 		1563 			(17)
Post 			1563
Searcher 		1563 			(50)
Brigandine (2) . . 	1583 		90 	 50
Seven Stars 		1586



Впрочем, иногда название судна brigantine в английском флоте относили к малым плавсредствам, которые следовали на буксире за более крупным кораблем, как это было, например, в случае с Minion и Merlin, которые принимали участие во втором путешествии Джона Хокинса в 1564 году: за их кормой, как отмечается в документах, следовало по одной бригантине.

Прежде чем продолжить рассказ о малых гребных кораблях Англии, сделаем небольшое отступление, связанное с классификацией кораблей и судов той эпохи. В статье English Galleys in the Sixteenth Century (автор – E. R. Adair, опубликована в The English Historical Review, Vol. 35, No. 140 (Oct., 1920), приведен оригинальный метод распознавания гребных и парусных судов по их водоизмещению и численности экипажа. Приведен этот метод неспроста. Выше мы видели, что англичане очень вольно обращаются с термином galley: это могла быть и классическая галера средиземноморского типа, и парусный корабль, на котором весла использовались лишь как вспомогательное средство при заходе в порт или выходе из него. Порой там даже и уключин не было, а весла использовались как гребки. Так вот, Адэр считает, что


if a ship of over 50 tons is found fairly regularly described during this period as having a smaller number of men in its complement (mariners, gunners, and soldiers) than tons in its tonnage, it may be assumed, in default of strong evidence to the contrary, that it was not a rowing galley;

если для какого-нибудь корабля водоизмещением более 50 тонн достаточно регулярно приводится общая численность его экипажа (моряки, артиллеристы и солдаты), меньшая числа тонн в его водоизмещении, то, при отсутствии достаточно весомых аргументов против, можно считать, что это не гребная галера.
          (EHR, p. 497)


Немного витиевато, но смысл достаточно ясен. Назовем этот критерий «правилом Адэра», на случай, если нам придется обращаться к нему в будущем.

Вернемся к малым галерам и скажем несколько слов об английских гребных фрегатах. Тему фрегатов мы в принципе уже подробно обсуждали. Применительно к английскому флоту эта тема имела некоторые особенности. Здесь термин фрегат в XVI веке имел значительно меньшее хождение, чем, скажем, на Средиземном море. Относили его, как правило, к самым малым из гребных судов, обычно беспалубных, с одной мачтой, вооруженной латинским парусом. На подобном фрегате было от 12 до 24 гребцов. Вместе с тем, фрегатами называли и испанские gallizabras, довольно крупные корабли (водоизмещением до 200 тонн), входившие в охрану «серебряных конвоев» из Америки в Испанию.


Иллюстрация из книги Geoffrey Vaughn Scammell, The World Encompassed: The First European Maritime Empires, C. 800-1650 University of California Press, 1981, стр. 343

Они входили в состав Flota de Indias и имели на борту до 20 орудий. В самом английском флоте в тот период фрегаты были довольно редким типом, это название относили в основном к небольшим иностранным кораблям, причем не важно, являлись ли они фрегатами на самом деле. Корбетт считает, что первые фрегаты ввел на английский флот Дрейк в 1575 году, появившись у побережья Ирландии на фрегате Falcon. Впрочем, может быть этот фрегат Дрейка был ничем иным, как пинасом под тем же названием, построенным в 1544 году (водоизмещение 80 тонн, экипаж 60-86 человек).
О пинасах у нас речь еще впереди.
Tags: gallizabra, Франсиско де Орельяна, бригантина, галеры Англии, пинас, правило Адэра, фрегат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments