?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Античные корабли
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Рулевые весла



Их увлекала музыка,
а не улов сельдей.
От Мурманска до Мурманска
ходили по семь дней.

Они ходили без руля.
Один из них - грузин
свой нос, как руль, употреблял,
в пучину погрузив!
          В. А. Соснора. Песня, которая называется «Не пой»



Предыдущий пост мы закончили, высказав намерение в следующий раз обсудить стратегемы Полиэна, в которых упоминаются рассмотренные нами эпотиды. Однако при компоновке текста нового поста стало ясно, что он принимает излишне сложную структуру, поэтому решил разделить его на две части. Первую, посвященную рулевым веслам античных кораблей, начнем сегодня.

Когда появился первый руль на гребном судне? Можем ответить на этот вопрос лишь умозрительно: когда размер судна и число гребцов выросло настолько, что уже невозможно стало согласованным действием только гребных весел направлять судно по нужному курсу. Когда выгодней стало иметь специального человека на борту, который держал бы направление с помощью отдельного инструмента – рулевого весла, чем путем длительных тренировок добиваться согласованного, синхронного действия всех гребцов, продвигающих судно вперед и одновременно удерживающих его на курсе.

Определенней о том, что собой представляло рулевое весло мы можем сказать, начиная с того периода истории корабля, от которого сохранились документальные и изобразительные свидетельства. Но здесь нас подстерегает разочарование: имеются многочисленные изображения рулевых весел и их крепления к корпусу корабля периода Египетский царств, имеем мы и артефакты, иллюстрирующие конструкцию рулевых весел у викингов, но вот свидетельств периода интересующих нас древнегреческих и римских гребных кораблей сохранилось очень мало.

Рулевые весла у египтян и викингов имели одну общую черту: каждое из них крепилось в двух точках.


Руль_Египет.jpg



Т.е. это было уже не обычное весло, пусть и увеличенных размеров, а фактически тот же руль, который используется в наше время и схему которого, как писал La Roërie, можно изобразить на кофейном столике с помощью трех спичек: перо руля, баллер и румпель. Принципиальное отличие между древним и современным рулем в том лишь, что сейчас баллер руля располагается вертикально, а раньше ось рулевого весла была наклонена под углом к поверхности воды.


Рулевое весло.jpg


Во времена Древнего Царства Египта руль фиксировался в диаметральной плоскости судна, с помощью двух тросовых петель, в которых он мог вращаться вокруг своей оси.


Руль_Египет1.jpg


Одна из петель крепилась поблизости от кормовой оконечности судна, другая – на специально установленной стойке на некотором расстоянии от кормы. Иногда устанавливали два таких рулевых весла, по одному на каждый борт.


Руль_Египет2.jpg


На некоторых дошедших до нас моделях египетских кораблей можно проследить эволюцию этого крепления руля, когда нижний тросовый узел постепенно заменялся своего рода деревянным подшипником скольжения, прикрепленным к корпусу судна.

Еще одно сходство между рулевыми веслами египтян и викингов: и те и другие имели румпели. Но только у древних египтян румпель находился высоко и рулевой управлял веслом стоя


Руль_Египет4.jpg


или со специальной платформы


Руль_Египет3.jpg


а у викингов румпель находился достаточно низко, был направлен вовнутрь корпуса над планширем, и рулевой управлял кораблем, сидя между румпелем и кормой: отталкивал румпель от себя, чтобы повернуть налево, или тянул его на себя для поворота направо.


steerboard_400w.jpg


Были, конечно, и исключения из этого правила, но мы-то знаем, для чего существуют исключения.

Что касается древнегреческих и римских рулевых весел, то нам известно о них очень мало, несмотря на наличие значительного количества изображений различных жанров.

Рулевое весло называлось πηδάλιον на греческом и gubernaculum на латинском языке. (хотя и то и другое слово могло означать просто «руль»). Веретено греки называли αὐχήν, буквально «шея». Румпель это иногда κάμαξ, но чаще οἴαξ.

Как правило, греческие суда, как крупные так и небольшие, имели по два рулевых весла. Румпели на рулях самых первых по времени кораблей показаны не часто, а когда были показаны, то лишь схематично.


Eleusis cup, 850-800.jpg

Graffito Delos, 1st half of 1st B.C.jpg

Mycenaean pyxis.jpg


Поэтому трудно сказать, какими движениями руля осуществлялось управление судном. Моррисон первоначально считал, что рулевое весло двигалось в ту или другую сторону, совершало 'lateral movement' (боковые движения). Однако проанализировав работы Пиндара, Эсхила и Еврипида, он и его соавторы позже пришли к выводу, что


what has commonly been called the steering oar was a rudder, turned on its axis, and controlled by a tiller.
То, что обычно называли рулевым веслом, было просто рулем, вращающимся вокруг своей оси с помощью румпеля.
          Morrison, Coates, Rankov (2000), The Athenian Trireme, p.174



Casson с самого начала считал, что рулевое весло у греческих триер совершало вращательные движения вокруг оси, проходящей через веретено весла, т.е. управляли им так же, как у египтян и викингов. Об этом свидетельствует прежде всего способ крепления рулевого весла на греческих и римских судах.


Либурна.jpg

steering_oar.jpg


Румпель вставляли в гнездо в верхней части баллера, или веретена, рулевого весла


steering_oar2.jpg

steering_oar1.jpg


и, как рычагом, вращали баллер и весь руль вокруг своей оси. Меняя угол поворота лопасти относительно корпуса корабля, осуществляли изменение направления его движения. Лопасть, или перо руля, имело несимметричную относительно оси форму, как и у современного руля. Однако на античных изображениях художники часто изображали его симметричным, что диктовалось скорее соображениями эстетики, чем техническими характеристиками руля. Именно несимметричная форма лопасти служит еще одним подтверждением того факта, что управляли веслом путем его вращения, а не движения в стороны.

Мы видели раньше, что военные гребные корабли античности часто вытаскивали на берег или на специально построенные эллинги. Чтобы во время этой операции не повредить руль, его поднимали в горизонтальное положение с помощью специальной оснастки


Корма.jpg


Мы перевели название этой снасти на русский язык как сорлинь, принимая во внимание определение, данное для нее у Даля: «прочная веревка, которой руль наслаби привязан к судну, на случай, если бы его вышибло из петель». Конечно, назначение сорлиня на античных кораблях, как мы только что видели, более широкое.

После появления на античных судах постицы («весельного ящика»), рулевое весло стали крепить к корме от нее, как это видно на граффити из Делоса (первая половина I в. до н.э)


Graffito Delos, 1st half of 1st B.C.jpg


Косвенное подтверждение того факта, что рулевое весло крепилось обычно за «весельным ящиком» мы рассмотрим, когда будем обсуждать стратегемы Полиэна.

И коротко о размерах рулевого весла. Приведем рисунок, дающий сравнение рулевого весла с реплики афинской триеры Олимпиа и рулевого весла корабля императора Калигулы (середина I в. н.э.), поднятого со дна озера Неми в Италии. Он дает наглядное представление о размерах и весе стандартного рулевого весла и максимального в своем роде образца


Nemi-Rudder.jpg


О том, как выглядело рулевое весло длиной 11,3 м на корабле Калигулы дает представление реконструкция судна. Надстройка на корабле – апартаменты императора.


Nemi_gelo4.jpg


Продолжим в следующий раз.


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Нда, любил Сапожёк повыёживаться:)

Что за зверь nemi quarter

В данном случае quarter - это просто кормовая часть судна. Quarter-rudder - это кормовой руль. Nemi - ясно из текста. Nemi quarter-rudder - кормовой руль корабля из озера Неми.

Что-то терзают меня смутные сомнения, что один человек такое громадное весло за обычный румпель удержать сможет..

Смотря что понимать под словом "удержать"

Например, если волна придет в рулевое весло - румпель может просто вырвать из рук, рычаг судя по картинке там не очень большой (это я про корабль из озера Неми, если что).

В этом смысле - да, может. Но и у кораблей новейшего времени при непогоде к штурвалу вызывали второго рулевого, чтобы удержать судно на курсе. Даже команда такая была. Думаю, и древние римляне догадывались делать это.

Да там не только второго вызывали, там и вчетвером бывало держали. Вопрос у меня вызывает непропорционально короткий рычаг румпеля. Опять же, если сравнивать с кораблями из новейшего времени.
ps доводилось как-то вести 40-футовую яхту на аварийном румпеле - удовольствие очень сомнительное, хорошо что в спокойную погоду дело происходило.

К реконструкции, а именно она изображена на рисунке, надо подходить критически. К сожалению, оригинал был уничтожен во время Второй мировой войны, поэтому нам не с чем сравнивать. На других рисунках, приведенных в начале поста, румпели имеют "правильные" размеры.

Понятно, спасибо!

Там если увеличь масштаб "обрезанный по правилам черчения" румпель

К вводному - ИМХО, если предположить, что корабли были в основном парусными, то руль нужен при любом числе гребцов, даже довольно малом (как у "викингов").

Спасибо большое!

  • 1