galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Античные корабли

Пентеконтера



Все традиционные общества умеют связывать энергию «лишних людей», ставить ее на службу обществу (ирригация, мандаринат) или хотя бы нейтрализовать ее (пирамиды, стены, дворцы, храмы). В этом смысле пентеконтера — 50-весельный корабль, изобретение безвестного плотника, «человека Афины» — был по замыслу и первоначальной функции средством среди средств социализации «лишних людей», обращения их энергии на пользу государству.
          Петров М. К. Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли.



Выше мы подробно обсудили двадцативесельный корабль греков эйкосорос, название которого стало первым дошедшим до нас термином, определяющим тип корабля.

Вторым типом корабля в письменной морской истории Греции стал пентеконторос (πεντηκόντορος). Название его впервые встречается у Пиндара (462-61 г. до н.э.), но существование пятидесятивесельных кораблей подтверждается археологическими и литературными источниками, начиная с VIII века до н.э.

Пентеконтор.jpg
Пентеконтера. Изображение на боковой стенке килика Эксекия из Черветери. Ок. 530 до н. э. Национальный этрусский музей Виллы Джулия (Рим). [Большая российская энциклопедия. Том 25. 2014]


Плутарх в Моралиях (Ἠθικά), в разделе «О сообразительности животных», приводит строку из лирического поэта с красивым именем Архилох (ок. 680 — ок. 640 гг. до н.э.). Всё произведение поэта до нас не дошло, известно только, что в нем Архилох рассказывает о кораблекрушении, произошедшем в проливе между островами Парос и Наксос. Из всего экипажа корабля уцелел один человек по имени Койран, якобы спасенныый дельфином. Вот это событие в пересказе Плутарха


«Койран, родом из Пароса, увидел в Византии дельфинов, пойманных неводом, которых собирались убить; он купил их и выпустил всех на волю. Немного спустя он плыл на пятидесятивесельном корабле, везшем, как говорят, разбойников. В проливе между Наксосом и Паросом корабль погиб, и все остальные утонули: под него же, как рассказывают, подплыл дельфин, посадил на себя и привез к Сикинфу в пещеру, которую показывают доныне и которая называется Койранейон»
          (Пер. В. Вересаева)



Интересующая нас строка Архилоха выглядит следующим образом:


‘πεντήκοντ᾽’ ἀνδρῶν λίπε Κοίρανον ἤπιος Ποσειδῶν
Спас из пятидесяти только Койрана
Добрый Посейдон.
          Пер. В.Вересаева



Это первое в греческой литературе упоминание экипажа гребного корабля численностью 50 человек. Хотя из этих строк мы не можем установить, сколько из этого числа людей было гребцов. Мы не можем пока сказать, насколько раньше написания этих строк в Греции появились пентеконтеры. Изучая «загадку триеры», мы сталкиваемся с новой, «загадкой пентеконтеры», которая, при более внимательном ее прочтении, затягивает нас глубоко в чащу волшебного леса греческой истории. Чтобы выбраться из нее будем идти, как всегда, неспешно и осмотрительно.

Судьба пентеконтеры во многом схожа с судьбой средневековой галеры. Ее описания в современной литературе туманны, расплывчаты и противоречивы. В современном русском языке даже название для этого корабля еще не устоялось: это и пентеконтера (в большинстве случаев), и пентеконтор, и пентеконтер, и пентеконтора (Военная энциклопедия Новицкого), и пентеконта (Большая энциклопедия Южакова). Современные словари и справочники либо обходят это слово стороной, либо ограничиваются различными вариациями текста статьи из Брокгауза и Ефрона (иногда создается впечатление, что все наши знания вообще заморожены на уровне этой энциклопедии). Википедия – вообще позорище, ограничилась цитированием вышедшего во Владивостоке ведомственного словаря, где даже название этого корабля искажено до безобразия. Лишь в Большой Российской энцикдопедии (2014) чуть-чуть забрезжил свет истины:


ПЕНТЕКОНТЕ́РА, пентеконтор (греч. πεντηϰόντερος , πεντηϰόντορος , от πεντηϰοντάς – пятьдесят), др.-греч. боевое судно, оснащённое парусом и 50 вёслами (по 25 с каждого борта). Вёсла располагались в один (μονόϰροτος) или два (δίϰροτος) яруса. На носу устанавливался бронзовый таран (часто в виде головы вепря). Корпус собирался из досок, соединённых торцами в пазовой технике. Одноярусная П. имела предельно допустимую длину (соотношение к ширине 10:1). Двухъярусная П. была менее вместительным, но значительно более быстроходным и манёвренным кораблём; к ней восходит либурна – осн. боевой корабль периода Рим. империи.
До греко-персидских войн П. была осн. типом корабля греч. флотов. Впервые упоминается в «Илиаде». С 7 в. до н. э. П. стала использоваться для дальних мор. путешествий (была осн. судном Великой греч. колонизации). С 5 в. вытеснялась триерой, у более бедных полисов сохранялась до эллинистич. периода.
Лит.: Morrison J. S., Williams R. T. Greek oared ships, 900–322 B. C. L.; Camb., 1968; Coates J. F. The naval architecture and oar systems of ancient galleys // The age of the galley: Mediterranean oared vessels since pre-classical times. L., 1995.
          ПЕНТЕКОНТЕРА // Большая российская энциклопедия. Том 25. Москва, 2014, стр. 579-580



Первые упоминания корабля с пятьюдесятью гребцами в «Илиаде» Гомера мы уже анализировали раньше. Приведем их здесь для удобства читающих журнал, на этот раз в переводе Вересаева:


Вел Филоктет за собою, стрелок превосходный из лука -
Семь кораблей. И на каждом из них пятьдесят находилось
Сильных гребцов, превосходно умевших сражаться стрелами.
Il. 2.718-20

Зевсом любимый Пелид пятьдесят кораблей быстролетных
Вместе с собою под Трою привел, и при веслах на каждом
По пятьдесят человек находилось бойцов превосходных.
Il. 16.169-70



То, что Гомер от места к месту в своих поэмах приводит примеры кораблей с пятьюдесятью гребцами, не обязательно свидетельствует о том, что это пентеконторы: «склонность Гомера к круглым цифрам общеизвестна» (М.К.Петров).

Никаких «технических» названий пятидесятивесельного корабля ни Гомер, ни последующие авторы вплоть до Пиндара не приводят. Даже когда они пишут «пятидесятивесельный корабль» то это означает не больше, чем «корабль с пятьюдесятью веслами». Другое дело «пентеконтор»: это слово означает набор вполне определенных качеств, которыми обладают только корабли этого типа. Практически до Геродота (ок 440 г.до н. э) и Фукидида (ок. 400 г. до н. э.) термин пентеконтор и родственные ему не используются.

В современных европейских языках термину пентеконтера не особенно повезло. Если, скажем триера во французском языке обозначается специальным термином TRIÈRE начиная с XVII в., а трирема – TRIRÉME – и того ранее – с XV в., то пентеконтера PENTÉCONTÈRE – лишь в конце XIX в. Такая же, и даже более выраженная картина с английским языком.

В русском языке слово пентеконтера или его варианты не встречаются до конца ΧΙΧ века. Даже в таком специальном издании как «Очерк греческих древностей» В.В. Латышева (часть 1, 1888 г.) название 50-весельного корабля приводится в греческом написании или в латинской транскрипции


Первоначально военные суда были одногребные (monokrota, μονόκροτα), т. е. с одним только рядом весел числом от 20 до 100, из которых одна половина была с одной, а другая с другой стороны; по числу весел одногребные суда назывались двадцативесельными (eikosoroi εἰκόσοροι), тридцативесельными (triakontoroi τριακόντοροι), пятидесятивесельными (penthkontoroi πεντηκόντοροι) и т. д. После Саламинской битвы стали строить и многогребные суда, т. е. с несколькими рядами весел, один ряд над другим. В афинском военном флоте главным родом судов были трехгребные галеры (τριήρεις), по словам Фукидида (I, 13), изобретенные коринфянами приблизительно за три века до конца Пелопоннесской войны, а со времен Ликурга стали строиться и 4-х и 5-гребные корабли (τετρήρεις, πεντήρεις). В многогребных судах отверстия для весел различных рядов помещались не одно над другим, а наискось, чтобы весла не задевали одно за другое; чем выше был ряд, тем тяжелее и длиннее были весла и тем труднее было ими действовать (однако каждый гребец мог легко нести свое весло по сухому пути. Фук. II, 93), почему гребцы верхних рядов получали и большее жалованье.



В живую русскую речь пентеконтор стал широко проникать с расцветом фантазийной литературы, действия в которой развиваются в античную эпоху. Большой вклад в рост популярности пентеконтеры внесла публикация в журнале Вопросы истории естествознания и техники. (1987, № 3. стр. 100—109) статьи нашего философа М.К. Петрова «Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли» и последовашее за ней обсуждение в научных кругах содержащихся в этой статье идей. В последние годы родственники и ученики Петрова опубликовали не издававшиеся ранее труды ученого, где тема исключительного влияния пентеконтеры на становление и развитие греческой цивилизации получила широкое освещение.

В заключение этой части нашего рассказа о пентеконтерах приведем отрывок из одной из последних публикаций работ Петрова.


… наиболее ходовым и универсальным военным кораблем следует, видимо, считать 50-тивесельный корабль филоктетова типа:
          ... пятьдесят воссидело на каждом
         Сильных гребцов и стрелами искусных жестоко сражаться. (Илиада, II, 719-720).
Пытаясь проследить историю греческого флота до VI в. до н.э., Фукидид приходит к выводу: «Хотя флоты эти образовались много поколений спустя после Троянской войны, однако, как и в то время, они заключали в себе, повидимому, мало триер, состоя все из пентеконтер (50-тивесельных кораблей. - М.П.) и длинных судов» (История, 1, 14). О признанном преемнике Миноса в морских делах, о Поликрате Самосском, Геродот пишет: «Он владел сотней пятидесятивесельных кораблей и тысячей лучников» (История, III, 40). На каждом из 12 кораблей Одиссея при его отплытии на родину было по 50 «совмещенных» гребцов и воинов вроде злополучного Ельпинора, сломавшего со сна шею, который, встретив Одиссея в Аиде, требует погребения по пиратскому обычаю:
         Бросивши труп мой со всеми моими доспехами в пламень,
         Холм гробовой надо мною насыпьте близ моря седого;
         В памятный знак же о гибели мужа для поздних потомков
         В землю на холме моем то весло водрузите, которым
         Некогда в жизни, ваш верный товарищ, я волны тревожил.          
(Одиссея, X, 74-78).

Такой 50-тивесельный корабль и должен, видимо, рассматриваться начальной школой творчества - первой творческой лабораторией человека. 50 гребцов-воинов, каждый из которых обладает своей волей, особенностями, личным «веслом» и местом на скамье гребцов, и каждый из которых сам по себе в общем-то пустая величина, неспособная стронуть корабль с места, образуют все вместе, «в единстве разнообразия», гибкую и огромную силу - грозу для любого пункта на побережье.
          Петров М. К. Палуба пиратского корабля и будущее



Продолжение последует.
Tags: Гомер, Петров М.К., античные галеры, пентеконтор
Subscribe

  • Античные корабли

    Что такое таран и когда он появился на греческих кораблях И старый дом, куда привел я вас, Его паденья был свидетель хладный. На изразцах…

  • Античные корабли

    Гребные корабли архаической Греции (VIII-V вв. до н.э.) Приди, повернувший ко мне слух и взор, узнай верное слово. Заостри свой ум; не ищи в…

  • Античные корабли

    Греческие триеры классической эпохи (V-IV вв до н.э.) у Вегеция В вас, кучевых, перистых, беглых, радость оседлых и кочевых. В вас мне ясна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Античные корабли

    Что такое таран и когда он появился на греческих кораблях И старый дом, куда привел я вас, Его паденья был свидетель хладный. На изразцах…

  • Античные корабли

    Гребные корабли архаической Греции (VIII-V вв. до н.э.) Приди, повернувший ко мне слух и взор, узнай верное слово. Заостри свой ум; не ищи в…

  • Античные корабли

    Греческие триеры классической эпохи (V-IV вв до н.э.) у Вегеция В вас, кучевых, перистых, беглых, радость оседлых и кочевых. В вас мне ясна…