galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Качества галер - стоимость


Положительные качества галер

На всем протяжении работы по истории галер висел один вопрос: почему галеры пережили свою моральную смерть и продолжали использоваться в военных флотах большинства стран даже после того, как преимущество парусных кораблей стало неоспоримым. Здесь предпринята попытка ответить на этот вопрос. При этом основным источником является обстоятельная книга Поля У. Бэмфорда «И боевые корабли и тюрьмы» (Paul W. Bamford Fighting ships and prisons. Minneapolis, 1973), а также журнальные публикации последнего времени.

 

В истории галер XVII-XVIII вв. мало романтики и морских приключений. Вместо этого галеры ассоциируются с рабством и принудительным трудом, жестокими наказаниями и деспотичной властью. Дурную славу в морской истории этого периода заслужили французские, испанские, мальтийские, итальянские, турецкие и североафриканские галеры.

Так было не всегда. До семнадцатого века гребные суда на Средиземном море имели хорошую репутацию. Гребные суда использовались как в торговле, так и в военном флоте в течение сотен лет – финикийцами, греками, римлянами, средневековыми городами-государствами, крестоносцами, арабскими халифатами; султанами и правителями-христианами, римскими папами. Причин для такого высокого уважения к галерам было несколько, они заключались в ресурсах, политике, целях людей и правительств, строящих и использующих их в различные времена.

Доброе отношение к галерам изменилось в целом в эпоху великих географических открытий, особенно в странах, вовлеченных в европейскую экспансию, так как гребные суда не подходили для дальних океанских походов. Европейская заморская экспансия, казалось, обрекла галеры на быстрое исчезновение. Однако галеры все еще сохранили свое значение на региональных уровнях и продолжали активно использоваться в ряде европейских военных флотов. Более того, на раннем этапе заморской экспансии использование гребных судов на Средиземном море фактически даже увеличилось. Так, в 1571 году при Лепанто, в самом крупном морском сражении того времени, использовались исключительно гребные суда. Галеры использовались также и за пределами Средиземного моря. Например, венецианские торговые галеры в XV и начале XVI веков все еще осуществляли регулярные переходы вдоль атлантического побережья Европы, заходя в некоторые из тех самых портов, где португальские и испанские суда готовились к походам в Бразилию, Индию и Центральную Америку. Для галер нашлось даже ограниченное использование в колониях: испанцы построили некоторое количество галер в Карибском бассейне и на Филиппинах для преследования морских разбойников. Гребные суда были включены в Испанскую Армаду. Столетие спустя, только за один 1690 г., во Франции Людовик XIV построил пятнадцать галер для использования их в прибрежной Атлантике, а в XVIII в. Петр Великий, как мы знаем, эффективно использовал галеры на Балтике.

Таким образом, когда эпоха экспансии была в самом разгаре и парусные суда утвердили свое превосходство, некоторые страны Европы продолжали строить галеры, отдавая им предпочтение по сравнению с большими и более мощными парусными судами, которые входили тогда в широкое использование. Почему это происходило? Какую пользу продолжали иметь галеры, почему им отдавалось предпочтение в большей степени в одних странах Средиземноморья по сравнению с другими и, в частности, почему Людовик XIV решил воссоздать французский галерный флот так поздно – в последние 40 лет 17 века – и сделать французский Corps des Galères (Галерный корпус) самым большим галерным флотом в Европе?

Понятна позиция правителей небольших морских государств, которые вынуждены были изыскивать деньги на оборону, прежде всего принимали во внимание, возможно, размер производимых расходов. Строительство и обслуживание галер, по сравнению с парусными судами, обходилось значительно дешевле. Это может показаться неожиданным, принимая в расчет тот факт, что необходимо было платить за содержание гребцов и членов экипажа большей численности, кормить и одевать их и, следуя обычаям Средиземноморских портов, даже обеспечивать жильем на берегу круглый год. Совокупные расходы на рекрутирование экипажа, покупку рабов, продовольствия, одежду и жилье – не говоря уже о жалованьи, выплачиваемом членам экипажа галеры и стоимости постройки и обслуживания самих галер – казалось, намного превышают расходы на содержание парусного корабля, экипаж которого был значительно меньше. Даже линейные корабли 3 и 4 рангов, не говоря уже о фрегатах, не имели экипажей в мирное время или в течение значительной части года, неблагоприятной для навигации, и не служили источником таких огромных и продолжительных расходов, как полдюжины галер с голодными гребцами.

Хотя стоимость галер могла быть выше или ниже в зависимости от характера и эффективности управления, в целом галеры могли обходиться существенно дешевле парусных судов. Расходы были минимальными, если использовался исключительно принудительный труд на веслах, так как гребцы могли быть заняты на производительной работе круглый год. При существующей практике гребцы содержались в тюрьмах или работных домах, находящихся в большинстве крупных средиземноморских портов, в которых базировались галеры, (например, Ливорно, Марсель и Тулон). При хорошем управлении (и в случае удачного приобретения здоровых гребцов) доходы от использования гребцов на принудительных работах в сезон стоянки галер могли не только покрыть стоимость их содержания, но и внести вклад в содержание самой галеры. Такое учреждение с принудительным трудом могло иметь дополнительную ценность для контроля над местной свободной неквалифицированной рабочей силой – не только для отправки на галеры нарушителей закона и строптивых работников, но и для обеспечения штрейкбрехерами и временными наемными работниками с целью поддержания уровня заработной платы «в разумных пределах».

Другим соображением, создающим при строительстве и содержании галер меньше проблем по сравнению с парусными судами, являлась серьезная нехватка корабельной древесины и рангоутных деревьев в бассейне Средиземного моря на протяжении многих веков. Не все в равной мере страдали от этого дефицита. Так, турки, которые могли привлекать богатые источники из района Черного моря, и французы, которые могли получать древесину по Роне из внутренних районов королевства, были избавлены от этой проблемы. С другой стороны, государства Северной Африки, а также Венеция и другие итальянские города-государства остро страдали от этого жестокого дефицита. Для строительства больших парусных судов требовалось во много раз больше леса, чем для строительства галер; кроме того, для этой цели необходим был лес значительно больших размеров. Большие военные парусные корабли уместно было строить за рубежом или использовать для них лес, выращенный за пределами Средиземноморья. Так, Венеция сравнительно рано, уже в XVI в., при постройке крупных парусных судов полагалась на иностранных судостроителей, а меньшие и менее богатые морские страны имели даже больше причин, чем Венецианская республика, чтобы продолжать использование гребных судов.

Конечно, не все европейские государства страдали от дефицита высококачественного строевого леса в равной степени. И решали они эту проблему каждый по своему. Если корпуса английских и французских кораблей того времени строились из дуба, а для рангоута использовалась сосна, то испанцы  использовали для строительства своих кораблей такие твердые породы,  как красное дерево, произрастающее на побережье Кубы и теперешнего Гондураса, По сравнению с дубом красное дерево гораздо менее подвержено сухой гнили, обусловленной жизнедеятельностью грибков, пожирающих целлюлозу сухой древесины и превращающих ее в труху. В то время как англичанам и французам пришлось всерьез задуматься об обеспечения достаточного количества дуба и сосны для строительства новых кораблей, Испания обладала огромными запасами древесины твердых пород, ввозимой из американских колоний. Большая часть этой древесины доставлялась на королевские верфи в Гаване, где были спущены на воду 74 из 221 трехмачтовых кораблей (навио), построенных Испанией в XVIII в. (Дж.Д.  Харброн). К 70-м годам гаванские верфи превратились в крупнейшего поставщика линейных кораблей.

Количество дерева, требовавшееся на постройку военных кораблей, было впечатляющим. Около 3000 деревьев, каждое из которых можно было распилить на доски общей длиной свыше 200 м, шло на строительство одного военного корабля 3-го ранга (называемого "рабочей лошадью" в военных флотах Европы). До 40 сосен требовалось для того, чтобы изготовить 22 рея трехмачтового военного корабля 3-го ранга.

Для небольших и бедных средиземноморских государств было также неразрешимой задачей найти средства на необходимое количество артиллерии для парусных судов. Артиллерия, особенно большого калибра, была чрезмерно дорогой. Кроме того, существовала угроза потерять всю артиллерию, которая размещалась на борту судна. Лучше было использовать тяжелые орудия в крепостях, держащих под контролем гавань или подходы к городским стенам, чем рисковать ими на кораблях. Если использовать орудия с фрегата или линейного корабля на береговых батареях, то они могли сделать такое укрепление достаточно сильным для того, чтобы заставить флот противника держаться в стороне, а орудиями, необходимыми для одного линейного корабля, можно было бы вооружить целую эскадру галер. Астрономические цены на артиллерию, в придачу к цене постройки и содержания самих крупных парусных судов, ставили подобные корабли за пределами досягаемости некоторых малых средиземноморских государств и делали галеры привлекательной альтернативой для многих из них.

Этот акцент на стоимости не должен означать, что галеры строились и использовались просто из-за их дешевизны. Галеры имели также ряд положительных боевых преимуществ. Но об этом в следующий раз.

 


Tags: качества галер
Subscribe

  • Качества галер: ходкость

    Энергетические характеристики галеры На весла тяжко налегли рабы, И в море мерно выплыли галеры. Г. А. Шенгели. Ex oriente umbra…

  • Качества галер: ходкость

    Гребцы Пушкин — с монаршьих Рук руководством Бившийся так же Насмерть — как бьется (Мощь — прибывала, Сила — росла) С…

  • Качества галер: ходкость

    Весло Они нагибаются сразу И весла заносят вдруг. В. А. Луговской. Клинкер Галера на веслах После предварительных замечаний,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments