galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Системы гребли (3)

Галера на миниатюрах рукописи Иоанна Скилицы

Иллюстрации из Мадридского манускрипта Иоанна Скилицы крайне важны для рассматриваемой нами истории галеры, поэтому остановимся на них более подробно.

В начале XVIII века в королевскую библиотеку Мадрида поступила рукопись под заголовком «Обозрение истории» (Σύνοψις Ἱστοριῶν), написанная советником византийского императора (1081—1118)  Алексея Комнина  Иоанном Скилицей (точные даты рождения и смерти неизвестны, предположительно 1040 – после 1101). Хроника охватывала период со смерти Никифора I в 811 году до свержения Михаила VI в 1057 г. Она явилась логическим продолжением летописи Феофана Исповедника. Существует продолжение «Обозрения истории», доведённое до 1079, однако принадлежность его Скилице оспаривается. В настоящее время эта рукопись известна под названиями Madrid Skylitzes, Codex Græcus Matritensis Ioannis Skyllitzes, или Skyllitzes Matritensis.

 

Относительно датировки Мадридского манускрипта, важной для наших выводов, единого мнения не существует. Дело в том, что не установлено, были ли миниатюры данного манускрипта скопированы с более раннего византийского первоисточника или же они созданы специально для этого экземпляра рукописи. Наиболее обоснованной представляется точка зрения, согласно которой данный список рукописи относится к середине XII века (условно к 1160 году) и имеет южноитальянское (сицилийское?) происхождение. В рукописи имеется 574 миниатюры. Это единственная дошедшая до нас иллюстрированная византийская хроника.

А теперь собственно к интересующему нас вопросу.

Среди более чем полутысячи иллюстраций имеются три, представляющие для нас особое значение. Они впервые со времени изображения либурн на Траянской колонне показывают гребные корабли с двумя рядами весел, причем верхний ряд расположен поверх планширя. (Будем постепенно привыкать к галерной лексике не только во французском, но и в русском языке. Планширь на галерном языке носит название филарет. Вот как определяет его адмирал Шишков в своем словаре: «Филаретъ, имя сущ. муж. — Поручень, идущій вокругъ всей Галеры, лежитъ на стойкахъ, которыя названы Подъ-Филаретными,   и   утверждены   на   боковом брусѣ, называемомъ Постица.» Француз Дассье в своей L'architecture navale (t.1, 1695) пишет, что филарет имел квадратное сечение с ребром от 3 (с.123)  до 4 (с.118) дюймов.)

Первая из этих трех важных иллюстраций (показана в начале поста) изображает четыре мусульманских галеры во время разграбления Тессалоник в 904 г. Галеры изображены  в стиле, подобном генуэзским галерам из Annales Ianuenses. Самая нижняя галера, помимо весел, которыми гребли через порты в бортах,  имеет в корме второй ярус из трех весел, которые были расположены поверх филарета. Вторая миниатюра показывает три галеры-биремы с такой же системой гребли, но исполнена она совершенно в другом стиле, который не встречается ни в одной из 49 иллюстраций галер в манускрипте (Рис.ниже).

Третья иллюстрация исполнена в эклектическом стиле, и снова на двух галерахх один ярус весел – через весельные порты, а второй – поверх филарета. 

 

Если принять точку зрения Н. Уилсона (Wilson, N. G., “The Madrid Skylitzes”, Scrittura e civiltа, 2 (1978), с.209-219), что оригинал Константинопольской рукописи Скилицы был доставлен на Сицилию в 1158 г. и что Мадридская копия его была сделана вскоре после этого, то приведенные иллюстрации – самое раннее изображение новой для средневековых западных галер системы гребли. Они предшестуют самой ранней из генуэзских миниатюр, которые хотя и изображали только один ряд весел через порты в борту, однако вероятно относились к той же системе гребли. А именно той, которая позже стала известна как система alla sensile. На каждой банке, расположенной на палубе,  находилось по два гребца, которые в процессе гребли не оставались сидеть на своем месте, но вставали для увеличения амплитуды гребка ( система, известная как stay-and-sit stroke ), в отличие от системы гребли на классических и византийских галерах (full seated stroke). Гребец, сидящий на дальнем от борта конце банки, греб веслом через порт в борту, а уключины весла, находящегося у второго гребца, сидящего у борта, размещались на филарете.

Иллюстрации из Мадридского Скилицы крайне важны и представляют собой самые старые изобразительные свидетельства появления системы гребли alla sensile. Они дают значительно более определенную картину этой системы, чем манускрипт Annales Ianuenses и остаются лучшим документом по этому вопросу до появления иллюстрации  в манускрипте Петра Эболийского. Но об этом в следующий раз.

 


Tags: alla sensile, Скилица, Тессалоники 904, гребля-системы, постица, филарет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments