galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Categories:

Стиль alla sensile


Стиль alla zenzile: что мы о нем знаем?

Что-то мы все кругами ходим, нет чтобы все расставить по своим местам и пойти дальше. Но не получается. И не только у нас одних. И вот почему. Кроме нескольких важных размеров, как-то ширина корпуса на мидель-шпангоуте, глубина трюма и длина весел, - ничего о системе alla sensile нам НЕИЗВЕСТНО. Все опубликованные схемы и рассуждения – это результат сравнения с античными аналогами,  результат испытаний построенных реплик, таких как копия античной триремы Olympias, и результат нашей прославленной дедукции. Всё.

Еще в середине семидесятых годов девятнадцатого века французский адмирал и морской историк Жюрьен де ла Гравьер в парижском журнале Revue des Deux Mondes, постоянным корреспондентом которого он являлся, поместил статью, в которой в категоричной форме отрицалась «возможность оснащения галеры тремя веслами и тремя гребцами на одной банке, не только в случае трирем Древней Греции и Рима, но также и в случае относительно современных галер Венеции и Генуи.» Такая категоричность возмутила другого адмирала, на этот раз итальянского, Луиджи Финкати, который решил «на пальцах» объяснить французскому коллеге, а заодно и всем другим сомневающимся, возможность оснащения галеры ad tres remos ad banchum (тремя веслами на банку). Он изготовил большую модель венецианской галеры XVI века, которая была представлена посетителям Международной Географической выставки в Венеции в 1881 году. 


 

 

Финкати оснастил свою модель миниатюрными фигурами гребцов, занятых своим ремеслом. Посетители выставки смогли также увидеть масштабную модель легкого гребного лихтера, оснащенного десятью банками и тридцатью веслами, с которыми, как утверждал автор, «отлично управлялись тридцать гребцов». В настоящее время модель триремы находится в морском музее Венеции, вместе с моделями малой галеры фусты (fusta), бригантена (brigantino) и фрегата (fregata). Исследования Л. Финкати, собранные в одном томе под названием «Триремы», были изданы в 1881 году (Le Triremi, Rome, 1881).

Хотя после этой полемики прошло уже 130 лет, наши знания о способе гребли на средневековых галерах по-прежнему базируются на изысканиях Финкати, поскольку с тех пор не было осуществлено ни одного нового глубокого исследования этого вопроса. Только в последние 20-30 лет появились работы, проливающие дополнительный свет на проблему. В основном это эргономический анализ процесса гребли на галерах, выполненный Р.Бурле, А.Цисбергом и др., а также реконструкции нескольких ученых, занятых изучением этой проблемы. При этом все исследования относились к эпохе перехода от дромонов к галерам и периоду расцвета галер-бирем. Период же перехода от бирем к триремам остается белым пятном на карте исследований истории галеры до сих пор.

Систему гребли alla sensile называют еще системой a la monte e casca. Динамику движений при данном стиле можно описать следующим образом: гребцы, у каждого из которых весло длиной около 6 м, встают с банки. Затем они делают шаг вперед, ставя ногу на своеобразную ступеньку, которая называется pédagne. Выносят ручку весла как можно дальше вперед, затем поднимают ее, чтобы лопасть оказалась в воде, и, используя всю силу рук и свой вес, делают гребок, «падая» на банку. Впервые в истории гребных судов гребцы к усилиям рук и туловища стали добавлять свой вес, «вешая» его на весло. Вот как эту картину реконструировал Дж. Прайор:

 
 

Тот факт, что гребцы оторвали свой зад от банки равносилен введению подвижных банок, используемых в современной академической гребле. При расстоянии между банками 1,2 м гребец на галере alla sensile получил возможность заносить ручку своего весла на 1,5 м от центра своей банки. Учитывая, что  в конце гребка гребец отклоняет корпус с веслом назад, общее расстояние, проходимое рукояткой весла становится равным 1,6 м. А это значит, что мы получаем значительно более длинный гребок, чем при использовавшейся ранее системе гребли. Правда, при этом от гребца требовались и лучшие физические данные. Как бы то ни было, но система alla sensile стала господствующей на всех средиземноморских галерах на ближайшие три века.

 

Tags: a la monte e casca, alla sensile, Жюрьен де ла Гравьер, Финкати, реконструкция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments