?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Весла афинской триеры
Галера, galea, galera, galley
galea_galley

Афинская триера
Афинская триера
(Картинка кликабельна)


 
 
 

Рассмотрели мы в прошлом рассказе расшифровку изображения на барельефе Ленормана. Верхний ярус гребцов – траниты – используют уключины, расположенные на платформе, выступающей наружу за плоскость борта – то, что в последующем развитии гребного корабля мы назовем постицей. В книге Дж. Моррисона и др. «Афинская трирема» выдвинуто предположение, что имя свое траниты получили от слова thranos , которое, наряду с распространенным значением «скамья» имеет значение «балка», особенно в архитектурных текстах, опорная балка для пола или крыши. Авторы считают, что в морских текстах это слово может обозначать  балку, обрамляющую верхнюю палубу триеры, катастрому. Однако это толкование не является общепризнанным. Дж. Прайор, например, считает, что свое название траниты получили из-за маленьких банок thranoi, на которых сидели. Зигиты гребут через порты, расположенные непосредственно под постицей. Весла таламитов проходят через порты над нижним вельсом. (Вельсы на приведенном изображении афинской триеры окрашены в белый цвет).  Ввиду того, что они расположены близко к поверхности воды, порты эти защищены от проникновения воды кожаными рукавами – askōma. На каждом борту триремы находятся по 27 гребцов в каждом из двух нижних ярусов и 31 гребец – на верхнем ярусе. Такова господствующая сейчас модель. Она иногда расходится с дошедшими до нас изображениями, но полностью соответствует сохранившимся в надписях реестрам. Таким образом, общее число гребцов на триере было 170 человек, а общая численность экипажа – 200 человек, что соответствует документальным данным.

 

Помимо Ленормановского барельефа было найдено еще несколько фрагментов, которые по составу мрамора, масштабу и стилю изображения (в частности, все фрагменты показывают правый борт триеры) относят к тому же памятнику. Вот как выглядит реконструкция триеры с расположенными на ней найденными фрагментами.



Итак мы выяснили расположение весел на античной триере. Остается добавить, что каждый гребец на этом корабле имел свое весло, свою кожаную подушку на банку и свою кожаную петлю для крепления весла к уключине. Фукидид в «Истории Пелопонесской войны» (II, 93.2) писал:

«Решено было, что каждый матрос возьмет с собою весло, подушку для скамейки и ремень и пешком дойдет от Коринфа до моря, обращенного к Афинам, что, прибыв быстро в Мегары, они выведут в море из нисейской верфи сорок своих кораблей, находившихся там, и немедленно отплывут к Пирею.»

И еще о веслах античных кораблей. Нельзя не упомянуть о самом большом весле для гребного корабля, когда-либо созданном человеком. Для этого обратимся к древнегреческому историку египетского происхождения Афинею (Атенею) из Навкратиса (мы уже писали о нем ранее). В своем обширном труде „Дипнософист“ Афиней приводит отрывки из сочинения историка Калликсена об Александрии, которые относятся к постройке сверхкорабля для царя Птолемея IV Филопатора (220-204 гг.). Мы не будем вдаваться в подробности конструкции этого монстра (желающие могут прочитать его описание здесь). Обратим внимание только на весла транитов: их длина составляла 38 локтей, т.е. почти 19 м, если считать локоть равным 0,49 м. Прикинем для себя длину этого весла. Если длина стандартного телеграфного столба равна 9 м, то весло – это два состыкованных вместе столба. Чтобы управляться с такими веслами в их вальковую часть заливали свинец для обеспечения равновесия их внутренних и наружных частей.

Но это крайний случай. Мы же говорим о стандартных кораблях той эпохи. И о некоторых характеристиках их весел мы поговорим в другой раз.






  • 1
Очень интересные тексты. Спасибо!

Не за что. Вам спасибо.

Я понимаю, что к веслам и парусам это мало относится, но все же, не странно выглядит дяденька, который стреляет из лука и держит при этом щит правой рукой?

На этой схеме можно найти много несуразностей. Но как раз в этом эпизоде, по-моему, дяденька не стреляет из лука, но просто защищается от стрелы. Хотя, повторяю, защищать автора не буду.

Я что-то путаю, или артемон был только у римлян, и это тоже "несуразность" автора картинки?

Нет, здесь несуразности нет. Артемон, маленький, квадратный фок появился на греческих античных галерах. Но вы правы в том, что имеется много расхождений в толковании места, где находился артемон. Некоторые полагают, что он был на главной мачте, наверху. Другие, и их большинство, склоняется к тому, что он находился на отдельной небольшой фок-мачте в носу корабля. В реконструкции, принятой автором данной схемы, как раз принят второй вариант. Он же принят и в крупной реконструкции триеры Olimpias.

Все понял, спасибо.

(Deleted comment)
Да, цивилизация того времени создавала удивительные вещи.

Особенности весел на галерах системы a scaloccio

Пользователь vaduhan_08 сослался на вашу запись в своей записи «Особенности весел на галерах системы a scaloccio» в контексте: [...] и особенностей строения весел античных [...]

Прочитал эту, с позволения сказать, "статью". И, поскольку на неё ссылаются, как на осмысленный источник - приведу тут комментарий тот же, что оставил там:

"В книге "Военно-исторические хохмы" (в ответ которой, возможно, написана данная статья - или, по крайней мере, могла бы пытаться ей возразить), соответствующий раздел пишет автор, чьи образование и жизненный опыт (конечно, если верить ему самому - но я не против разобраться глубже, если Вам будет удобно) позволяют судить об особенностях гребного дела и технических аспектах. И большая часть главы посвящена нужным вычислениям. А тут что можно прочитать?

"В книге Дж. Моррисона и др. «Афинская трирема» выдвинуто предположение, что имя свое траниты получили от слова thranos , которое, наряду с распространенным значением «скамья» имеет значение «балка», особенно в архитектурных текстах, опорная балка для пола или крыши. Авторы считают, что в морских текстах это слово может обозначать балку, обрамляющую верхнюю палубу триеры, катастрому." - можно подробней узнать об этой книге?

"Однако это толкование не является общепризнанным. Дж. Прайор, например, считает, что свое название траниты получили из-за маленьких банок thranoi, на которых сидели. Зигиты гребут через порты, расположенные непосредственно под постицей. Весла таламитов проходят через порты над нижним вельсом." - а кто такой Дж. Прайор и с чего можно посчитать, что его мнение чего-либо стоит? И, заодно - а где можно посмотреть реальные, а не вымышленные примеры соответствующего устройства плавсредств? Потому что, во всяком случае, в "Военно-исторических хохмах", автор(ы) обращаются не к фантазиям, а к конкретным образцам - и я нахожу адекватным именно этот подход.

"Такова господствующая сейчас модель. Она иногда расходится с дошедшими до нас изображениями, но полностью соответствует сохранившимся в надписях реестрам." - то есть, даже если допустить модель (являющуюся, насколько я понял, плодом откровенных фантазий) - какой-то из источников "уважаемой исторической науки" точно будет нахально врать и вся задача науки установить, где ложь более очевидна?

"Итак мы выяснили расположение весел на античной триере." - не заметил, где это "мы" выяснили. До того лишь написано о предположении, которое автор, усилием воли, заставил считать себя возможным. Но это ничего не говорит о конкретных фактах.

"Остается добавить, что каждый гребец на этом корабле имел свое весло, свою кожаную подушку на банку и свою кожаную петлю для крепления весла к уключине." - нет. Даже если вообразить, что эти фантазии имеют какой-то смысл - останется (точнее, на самом деле, реальная работа с этого только начнётся) оцифровать данные, провести рассчёты и установить работоспособность выстроенной модели с точек зрения эргономики, сопромата, экономики и т. д. До тех пор, ценность самых ярких фантазий и близко не станет с теми же "Хохмами".

Да, когда писал коммент, не дотянул до этого ПЕРЛИЩА "Обратим внимание только на весла транитов: их длина составляла 38 локтей, т.е. почти 19 м, если считать локоть равным 0,49 м. Прикинем для себя длину этого весла. Если длина стандартного телеграфного столба равна 9 м, то весло – это два состыкованных вместе столба. Чтобы управляться с такими веслами в их вальковую часть заливали свинец для обеспечения равновесия их внутренних и наружных частей." - автор сам пробовал грести 19-тиметровым веслом? Или хоть видел, как такое выглядит? Сообщаю, что нормальное весла... ну, могут быть разными, конечно - но, в частности, бывает что и в 10 раз короче - но грести даже таким далеко не развлечение. Веслом, короче в 10 раз!!! Более частые случаи, разумеется, короче "всего" в 3-4 раза, но и этим веслом автор, не поднимавший ничего тяжелее ручки, с помощью которой малюет свои бредни, грести бы за... утомился, вот.
Короче, эта фраза взята из манги "Берсерк" - только авторы последней, во-первых, не пытаются выдать её за документальную, а, во-вторых, пишут куда талантливей "учёных-историков"."

Сослались на статью тут: https://masterok.livejournal.com/4733433.html?thread=135043321#t135043321

у Вас очень смешной комментарий. Впрочем, и ссылка тоже смешная. Спасибо, но радовать дальше своим "интеллектом" посторонних Вам всё же, думаю, не стоит...

  • 1