?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Египетские корабли (продолжение)
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Корабли Рамсеса III и "народов моря"
Рамсес ΙΙΙ правил в 1184 - 1153 до н. э. Некоторые исследователи, среди них и почитаемый нами Огюстен Жаль, считают, что по порядку он был четвертым Рамсесом, а на третьим, но сути это не меняет. О народах моря мы знаем очень немного. Пожалуй, самым известным является то, что к этим народам принадлежали библейские филистимляне, а также ахейцы и данайцы из известной истории Троянской войны.  Но в эпоху Рамсеса это была мощная группа народов, только что сокрушившая сирийский город-государство Угарит и Новое царство хеттов. О.Жаль считает, что пришли они с берегов Индийского океана, поэтому называет их «индийцами». Сейчас все же склоняются к тому, что это была средиземноморская группа народов. Победное шествие «народов моря» было сокрушено в 1173 году до н.э. в морском сражении, первой битве на море, подробное описание которой дошло до наших времен.

Мы не занимаемся историей египетского флота, нас будут интересовать лишь те детали устройства египетских кораблей, которые объясняют появление отдельных функционально важных элементов в конструкции средневековой галеры. И в данном случае – появление таких важных деталей, как постица и клетня-«павесад».


Итак, обратимся к барельефу из Фив. На нем изображены девять военных кораблей, или, как их называли в греко-римскую  античность, «длинных кораблей» (Navis longa , ναῦς μαϰρά).



Легко можно понять, что четыре из них принадлежат победившим в этом сражении египтянам, а пять – флоту «народов моря». Форма их практически идентична. Трудно сказать, так ли они выглядели на самом деле, или художник по своему невежеству придал всем судам известный ему вид египетских кораблей. Но вся морская история говорит нам, что корабли одинакового предназначения у различных стран-соседей как правило весьма схожи друг с другом, так что ничего удивительного в этом сходстве нет.

Существенным отличием является тот факт, что у «индийцев» нет весел, тогда как корабли египтян ими оснащены. Другие же элементы – конструкция корпуса, длина и ширина корабля, высота надстроек – очень схожи.

Из того, что корабли «народов моря» изображены без весел, не следует, что их корабли не являются гребными. Они могли убирать весла, оставив одновременно паруса на гитовых, чтобы уверенно (раз уж они это решили) брать на абордаж корабли своих противников. Может быть их тактика как раз и являлась следствием уверенности в своем мужестве, и презрения к своему противнику. Не исключено также, что они убирали свои весла в момент боя, так как экипажи их были малочисленней, чем у египтян, и поэтому все гребцы принимали активное участие в сражении. Правда, стоит отметить, что художник не показывает и гребных портов в бортах этих кораблей, через которые должны проходить весла. Что это, ошибка художника или нежелание отягощать барельеф лишними деталями? Вот тут то мы и подходим к интересующей нас конструкции. Зададимся вопросом: а должны ли быть видны эти самые порты? Обратим внимание на корабли египтян. Там эти порты также не изображены.
Скорее всего, весельные порты и не должны быть видны, т.е. весла опираются на постицу, а гребцы закрыты деревянным ограждением, опирающимся на деревянные балки, которые в свою очередь лежат на консольных конструкциях, подобно тому как постица галер опирается на бакаляры (см. например, ранее приводимый нами чертеж).
О том, что борт представленных на барельефе галер не является сплошным, можно судить по изображению людей в них. На представленном выше изображении египетского корабля можно видеть человека, находящегося между бортом галеры и деревянным ограждением. Такая же картина и на одном из кораблей противника египтян:


О.Жаль считает несомненной ошибкой художника тот факт, что ограждение (павесад, или как его называли римляне tabulata,) расположено внутри по отношению к основному борту, как это наглядно видно из положения находящихся в этом зазоре людей. В этом случае пространство между павесадом и бортом корабля было бы потеряно для боя, так как защитный пояс служил прикрытием не только гребцам, но и воинам, и при небольшой ширине корабля пространство для действий воинов сужалось еще больше. Кроме того, петли, которыми крепились весла к уключинам, оказывались вне защиты, становясь хорошей мишенью для боевых топоров противника.
В случае же, когда павесад выходит за пределы борта корабля, эти недостатки сами собой устраняются. Кроме того, появляется возможность выводить весла в образовавшееся пространство между бортом и ограждением.


Продолжение, как всегда, последует.


  • 1
неожиданный ракурс рассмотрения проблемы)) хотя сейчас понимаю что наиболее логичный, все же один бассейн, одни природно-климатические условия, единственно конечно разница в технологиях, но понятно что галерные флоты должны были "происходить" из какого то источника..
жду продолжения))

Видимо у всякого, кто тем или иным образом соприкасается с египетской цивилизацией, создается впечатление, что нынешнее человечество в чем-то до нее не доросло)) А их технологии до конца так и не познаны.

иная логика цивилизации))

"Параллельный мир" ))

О спасибо! Это же тема на которой я давно "отдыхаю". Очень нравится эпоха героев и царей - бронзовый век.
Очень интересно, до этого как-то не обратил внимания, что некоторые люди нарисованы перед бортом.
Вот такая была попытка воссоздать судно народов моря:
http://www.vokrugsveta.com/index.php?option=com_content&task=view&id=756&Itemid=69
Тут правда фальшивый борт сделан бортом.

Всегда появляется какая-нибудь деталь, которая рушит наши реконструкции. В данном случае - это тела моряков между бортом и павесадом.

И все-же как тогда правильно реконструировать это место? Все-же "стена" внутри, на некотором расстоянии от борта?

По рисунку с барельефа - да, внутри. Но как на самом деле было - надо разбираться. Помимо барельефов в заупокойном храме Рамсеса 3, сохранились и другие артефакты. В известной книге Basch L. LE MUSEE IMAGINAIRE DE LA MARINE ANTIQUE (1987, по-моему она есть в сети) отдельная глава посвящена кораблям "народов моря", там есть глиняные модели этих кораблей. Может быть, мы еще поговорим о возможных вариантах конструкции этих кораблей в дальнейшем (в свете главной темы журнала, конечно, в свете развития конструкции галеры).

Это было бы замечательно, так как в будущем хочется заказать модель подобного судна себе на стол :).

Попробуйте сделать такую модель своими руками - будет что показать друзьям ))

Да были бы руки ровны :) Хотя может и попробую)

Глаза боятся, а руки делают... )

Да уж! У нас из Индии выводят все что можно и нельзя. И религии, и цифры, вот теперь и "народы моря" оттудова :)Это особенно смешно, зная какие из индусов мореходы, брахманам до сих пор по морям плавать неположено :)
А вот рогатые шлемы у "морских друзей" интересные.

В сознании людей определение "индо-европейский" настолько прочно сидит, что хочется все европейское выводить из индийского )
О шлемах отдельно и подробно в "Описании Египта" говорится. Там, и особенно в написанной по его мотивам трехтомной монографии Wilkinson'а (есть на archive.org) наступательному и оборонительному оружию уделено очень много места.

  • 1