galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Купеческий флот Венеции

Капитан конвоя и экипажи галер


Галера в средиземноморском порту. Lorenzo A. Castro


Итак, капитан конвоя обязан был перед выходом в море проверять состояние каждой галеры этого конвоя. Об этом говорилось и в comissio, и в incanto. К примеру, инканто галер конвоя в Бейрут 1516 года в своей преамбуле содержало десять параграфов, посвященных этому вопросу. Их краткое изложение содержалось в двух параграфах комиссио капитану этого конвоя. Обращалось внимание на необходимость проверки всего оборудования, парусов и такелажа галер.



Продольный разрез галеры. Помещения для хранения парусов и такелажа обозначены цифрами 8 и 9.


Штатное место их хранения находилось в трюмах галеры, однако отдельные патроны, стремясь выгадать побольше места для ценного груза, переносили их на верхнюю палубу, что вело к быстрому превращению их в негодный хлам. Поэтому полномочные представители капитана на борту галер - comito и patrono zurato – получили указание осуществлять постоянных контроль за состоянием парусов и снастей, а также весел . Контрольную проверку осуществляли и директора Арсенала. Если дефекты были обнаружены при этой проверке, выход галеры в море откладывался, а на виновных накладывался штраф в размере до половины жалованья.

Все неисправности и дефекты, вызванные неосторожной погрузкой и хранением товаров на галере, обычно устраняли плотники, конопатчики и весельные мастера. Однако перегрузки, которые допускались в то время, приводили к очень серьезным повреждениям. Все кодексы, в том числе и венецианский, очень строго взыскивали за перегруз на галерах. Но это не всегда останавливало жадных до прибыли купцов. Известен случай, когда в 1500 году патрон одной из галер, идущей из Бейрута, погрузил 1500 фунтов специй при разрешенных 750 , т.е. превысил норму в два раза. В 1517 году директора Арсенала пришли к заключению, что перегруз галеры из Бейрута причинил ее корпусу настолько тяжелые повреждения, что на ремонт корабля потребуется не менее четырех месяцев.

К небрежному отношению к кораблю со стороны экипажа следует добавить злоупотребления патрона. Капитан даже с помощью назначаемого им armiraio, не мог уследить за всем. Это особенно было заметно, если галеры на своем пути попадали в шторм. Капитан имел полномочия потребовать в случае опасности сбросить груз в море. Для этого ему не требовалось совета дюжины купцов-владельцев товара, как в других случаях. Но реализовать эти свои права у капитана не всегда получалось. Из-за банальной корысти под воду шли галеры со всем экипажем.

Серьезные изменения претерпели в это время и полномочия капитана по отношению к находящимся на борту гребцам, матросам и солдатам. Они оставались в Венеции свободными людьми и были вправе требовать достойного обращения. Однако алчность купцов вела к значительному ухудшению положения членов экипажа и солдат. Под давлением инвесторов патроны галер уменьшали размеры социальных выплат и пособий морякам. Капитан конвоя, как представитель государства, должен был требовать соблюдения всех положений, регламентирующих условия найма, питания, выплаты жалованья и соблюдения дисциплины на борту галер. Галеры были одним из самых значительных источников рабочих мест в государстве. На каждом борту находилось около двухсот пятидесяти моряков, из которых 180 – гребцов. Порядок их добровольно найма давал возможность Светлейшей использовать этих людей не только для обеспечения движения галер, но и для защиты в случае необходимости корабля и груза, а если возникала такая ситуация – то и для защиты чести флага Святого Марка. Когда конвой из четырех, например, галер выходил в море, более тысячи человек были готовы вступить в бой, причем не требуя для себя дополнительной оплаты. Рекрутирование гребцов осуществлялось в основном не в самой Венеции, власти которой строго следили за мигрантами из провинции, а в ее колониях в Далмации, Албании и Западной Греции. Но постоянная потребность в кадрах для флота привела к тому, что в этих областях практически не осталось годного к службе мужского населения. Правитель города Зара жаловался Сенату в 1504 году: «Женщины остались без мужчин!»

Капитан конвоя участвовал в рекрутировании членов экипажей, но он не мог эффективно противостоять дезертирству, которое стало в начале шестнадцатого века настоящим бедствием из-за ухудшения социального положения гребцов и матросов. Во многом способствовал этому процессу и общий дефицит рабочей силы в Венеции, что вело к увеличению числа привлекательных вакансий, особенно в развивающихся текстильной и металлургической отраслях. Капитаны конвоев пытались взывать к совести патронов, призывая их не экономить на оплате труда моряков, однако решить вопрос таким образом не удавалось. В 1504 году, например, на борту галеры Contarina вместо положенных по штату 180 гребцов при отплытии из Венеции было всего 137, а вернулось в Венецию так и вовсе 125 человек.

Капитан был также арбитром во всех спорах, возникающих между патроном и членами его экипажа. Особенно часто такие споры возникали из-за неправильной или нерегулярной выплаты жалованья. Его размер и сроки выплаты были жестко регламентированы и записаны в комиссио. Armiraio и капеллан в случае успешного предприятия должны были получать по 40 дукатов за поход. На весь остальной экипаж полагалась общая сумма 600 дукатов за каждый месяц похода. Но иногда моряки устраивали забастовку, требуя повышения оплаты, как это случилось, например, в Саутгемптоне в 1486 году, из-за вынужденного продления стоянки в этом порту. Практика была такова, что командному составу галер начисляли жалованье за весь поход (аккордно), в то время как матросы, гребцы и арбалетчики были на повременной оплате – им платили из расчета месячной ставки.

Учитывая круг задач, которые приходилось решать капитану конвоя, к кандидатам на эту должность предъявлялись очень высокие требования. Прежде всего, капитаном мог стать только венецианский патриций знатного происхождения. Он обязательно должен быть членом Большого Совета (собрание из 480 человек, отвечающее за назначение всех главных чиновников Венеции), прошедшим выборы в этом Совете на должность капитана. Правда, кандидатами на эти выборы становились лишь те члены Совета, которые внесли значительную сумму в казну. Например кандидат на капитанскую должность конвоя в Бейрут Винченцо Приули победил на выборах, внеся в казну одну тысячу дукатов, тогда как его соперник смог собрать лишь половину этой суммы. Но подобная практика была основой системы комплектования кадров всех уровней в Венеции.

Продолжение последует.
Tags: Венеция, капитан, купеческая галера
Subscribe

  • Военный флот Мальтийского ордена

    Генерал галер Леон Строцци (продолжение) Это было в конце второй четверти шестнадцатого столетия. Марк Твен «Принц и нищий» Итак, о…

  • Военный флот Мальтийского ордена

    Генерал галер Леон Строцци В предыдущем рассказе мы обещали дать жизнеописание первого официально назначенного Генерала галер Мальтийского ордена…

  • Прощание

    Меня зовут Соня. Возможно, вы знаете меня из некоторых постов в этом блоге. Мои фотографии мелькали здесь время от времени, потому что автор блога -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments