galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Рангоут и такелаж галеры

Основные размерения рангоута галер


Довольно пророков!
Мы все Назареи!
Скользите на мачты,
хватайтесь за реи !
          В.Маяковский. «Мистерия-Буфф»


Из книг мелькает лермонтовский парус,
А в голове паршивый сэр Керзон.
«Мне скучно, бес!»
«Что делать, Фауст?»
Таков предел вам, значит, положен.
          С.Есенин «ЗАРЯ ВОСТОКА»


Следующий ниже текст будет содержать много цифр, но (к сожалению для убежденных гуманитариев) «цифры доказывают». Так что, если Вы готовы по-пушкински воскликнуть: «Мне скучно, бес!», ответом будет пушкинское же «Что делать, Фауст?»

В 1691 году во Франции был созван специальный совет кораблестроителей, на котором был утвержден регламент для рангоута стандартных галер французского флота (les galères senzilles). Для мейстры (l'arbre de mestre, грот-мачты) была установлена длина 22 м 74 см, включая кальцет. Ее наибольший диаметр составлял 51 см, наименьший – 43 см. Эта мачта размещалась на расстоянии 1 м 57 см в нос от средней точки длины галеры (эта точка для галер не совпадала с мидель-шпангоутом). Длина тринкета (l'arbre de trinquet, фок-мачта) была определена в 17 м, наибольший диаметр этой мачты равнялся 41 см, наименьший – 26 см. Тринкет размещался на расстоянии 16 метров в нос от мейстры. В отличие от более крупных галер, на стандартной галере мачты устанавливались без наклона и параллельно друг другу.

>

Гравюра из «Le Neptune francois, ou, Atlas nouveau des cartes marines», 1703 (кликабельно)


Антенны (реи) галер делали одинаковой длины – 33 м 46 см и наибольшим диаметром 36 см. Длина верхней части антенны – пенны – у мейстры равнялась 22 м, длина карро (нижней части) – 19 м 50 см. Таким образом, нахлест получался около одной трети длины каждой части антенны, точнее 8 м 04 см. Участок нахлеста назывался у французов enginadure, соединение в косой замок. У антенны тринкета это соединение было короче, составляя 6 м 78 см. Пенна антенны тринкета равнялась 24 м, карро – 16 м 24 см. Соединение составных частей антенны осуществлялось следующим образом. Карро помещали поверх пенны и накладывали четыре бугеля (trinques) из просмоленного троса (ligadures). Чтобы усилить участок соединения, на него поверх карро и снизу пенны накладывали специальные брусья, которые назывались на французских галерах lapasses. На русском языке каждая из таких накладок называлась шкало (множеств. число – шкали, причем как в ед. числе, так и во множ. ударение падает на первый слог). Даль в своем словаре пишет:

         Шкали - ж. мн. морск. накладные брусья на мачты и реи, для скрепы.

Согласно Фасмеру, слово это пришло к нам из голландского (sсhааl, мн. sсhааlеn). Эти шкали размещались вдоль длины антенны и прихватывались в двенадцати местах специальными тонкими найтовами, которые на галерном французском назывались ligadures des lapasses. В более позднем русском морском языке под влиянием английских текстов эти накладки иногда называли фишами.

Теперь скажем несколько слов о парусах галер. Учет силы ветра осуществлялся подбором соответствующих размеров паруса. Если погода спокойная, ветер слабый, то прибегали к наращиванию длины антенн, чтобы на них можно было разместить парус большего размера. Добавочная длина обеспечивалась присоединением рейков, подобных лисель-спиртам, выстреливаемым с реев прямых парусов при постановке лиселей. Эти дополнительные рангоутные деревья назывались espigon, и имели длину на мейстре 6 м 50 см, и на тринкете – 4 м 87 см. Их диаметр на толстом конце составлял 16 см, на тонком – 10 см. Соединялись они с антеннами с помощью четырех тросовых бугелей.

Для справки можно привести стоимость всех деревьев рангоута. Мейстра (l'arbre de mestre) стоила 580 ливров; тринкет 290, антенна мейстры – 470 , антенна тринкета – 400 ливров. Если весь рангоут изготавливали из северного леса, его стоимость колебалась от 1852 до 2012 ливров, если из леса провинции Дофине, более легкого, но менее прочного, то расходы на рангоут можно было сократить до1353 ливров.

К стоимости этого рангоута следует прибавить 100 ливров на рангоут летучего паруса pennons du trèou (позже на кораблях французского флота, имеющих косое парусное вооружение, он стал называться vergue de fortune) . По-русски его принято называть брифок-рей (ударение на и), исходя из голландского breefok. Это название впервые появилось в Уставе морском 1720 года. Этот рей, а с ним и прямой парус – брифок (trèou) – поднимали при благоприятном несильном ветре. Брифок-рей, как и антенны, состоял из двух частей, или двух pennons, которые имели нахлест друг на друга 4 м 55 см, общую длину – 16 м 56 см, диаметр в среднем сечении 25 см и 9-10 см на концах.

О такелаже галеры поговорим в следующий раз.
Tags: мачты и паруса галер, размерения галер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments