galea_galley (galea_galley) wrote,
galea_galley
galea_galley

Category:

Рангоут и такелаж галеры

Бегучий такелаж


Поет пассат, как флейта, в такелаже,
Гудит, как контабас, в надутых парусах,
И облаков янтарные плюмажи
Мелькают на луне и тают в небесах
          Визбор Ю.И., 1948



Для того, чтобы поднять рю (антенну) с палубы и для спуска ее в случае необходимости на палубу служили драйрепы (itague) и фалы (drisses). Драйреп на галере называли aman. Это был белый пеньковый трос высшего качества (du premier brin, как говорят французы) длиной 58 м и толщиной 24 см (здесь нелишним будет напомнить, что толщина троса определяется не его диаметром, а длиной окружности). Трос складывали пополам и в месте сгиба крепили к средней части антенны.


Затем каждый конец снасти проводили через шкивы блоков, находящихся в верхней части мачты, в кальцете. Пройдя через эти блок-тали, каждый конец далее спускался вниз вдоль мачты к мощным талям, гиням, которые назывались tailles guinderesses на галерном французском.


Ходовые концы этих талей (лопари) назывались vettes (vestes)


Они проходили еще через одни тали, расположенные на идущих вдоль куршеи балках, которые носили название moisselas . Эти тали, естественно, носили название les poulies du moisselas. Пройдя через блоки этих талей, фалы шли вдоль галеры до кормовой надстройки. Таким образом, поднимать антенну можно было коллективными усилиями всех гребцов галеры, вдоль банок которых шли указанные лопари.

Мы выше показывали фалы майстры, т.е. грот-мачты. Аналогично выглядят и фалы тринкета. На имеющемся снимке модели галеры отчетливо видны части фала, которые называются drisses, тянуть которые приходится всем гребцам, сидевшим вдоль них.


После того, как антенна была поднята до своего места на мачте, необходимо было ее закрепить , чтобы разгрузить фал и исключить отжим антенны от мачты во время сильного ветра. Но наглухо привязывать антенну к мачте было нельзя. Во-первых, антенну требовалось перемещать при перемене ветра. И во-вторых, это крепление не должно было препятствовать спуску антенны на палубу в случае необходимости. Поэтому использовалось специальное крепление, которое называлось позднее бейфут или ракс-бугель. В XVI-XVII веках Эта операция осуществлялась с помощью снасти, которая называлась trosse (название это писали и как drosse). Длина ее была сто метров, толщина (по окружности) – 10 см.


Первое, что приходит на ум, когда видишь эту снасть, это четки правоверных, которые перебирают их при чтении Pater ("Отче наш") . Чутье нас в этом случае не подвело: у бейфута деревянные шарики на тросе действительно на латинском назывались Pater noster (Отче наш, множ. Pater nostri). Во французском галерном языке этот термин закрепился в форме patre, что вполне естественно. На русском галерном языке ракс называли ракай. (Я сказал выше «шарики», но следует иметь в виду, что на бейфуте майстры диаметр каждого такого шарика, ракс-клота, был около 11 см, а количество – 92 штуки. У тринкета, соответственно, 8,8 см и 52 штуки).

К сожалению, абсолютно достоверной информации о галерных бейфутах рассматриваемого нами периода нет. Точно известно, что, как показано на модели выше, имелся один двойной ракс-трос с ракс-клотами на нем, и один ординарный, также с клотами. Особенностью галерных ракс-бугелей было отсутствие ракс-слизов – поставленных между клотами тонких вертикальных деревянных пластин, которые помогали удерживать параллельность между ракс-тросами бейфута. Но на этом достоверная информация кончается. Вице-адмирал Ж.Гравьер считает (Jurien de la Gravière, Les Derniers Jours de la Marine a Rames, 1885, p.207-208), что ракс-трос основывался на антенне, после чего делал оборот вокруг мачты и проходил через корпус блока без шкива (юферс, на галерном французском bigotte) с отверстием в центре. На конце этого шкентеля находились тали, которые назывались anguy. Эти тали основывались на одном или другом борту, в зависимости от галса и, как следствие, положения антенны.

Согласно другой точке зрения, ракс-тросы не крепились к антенне, а крепили к мачте фалы антенны, как показано на следующей ниже фотографии модели:


В окончательном виде оснащенный кальцет можно увидеть на следующей фотографии.


Естественно, что размещением антенны в нужном месте на мачте дело не ограничивается. Необходимо управлять ею, поворачивая в необходимую сторону и на нужный угол, и поднимая ее оконечности – пенну и карро – выше или ниже. Но об этом поговорим в следующий раз, сегодня и так достаточно материала, чтобы голова слегка закружилась. Но все это необходимо, чтобы в дальнейшем разговаривать на одном языке.
Tags: бегучий такелаж, бейфут, мачты и паруса галер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments