Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Галера, galea, galera, galley

Греческий огонь

Мечты, мечты...

В фондах Национальной библиотеки в Париже есть много гравюр, изображающих французскую мечту по захвату коварного Альбиона. И конечно же в этих проектах не обходится без использования "греческого огня". Вот одна из гравюр, изданная знаменитым французским гравером Франсуа Бонвилем (F. Bonneville) в 1799 году.


Для желающих рассмотреть интересные детали гравюры она открывается по клику в новой вкладке.



Сопровождающая надпись гласит, что на гравюре изображено уничтожение английского флота в момент высадки французов на побережье Англии с помощью греческого огня, доставляемого к цели "тысячами" воздушных шаров и артиллерийскими орудиями с "плавающих башен".

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Заметки с выставки Натальи Гончаровой

В минувшую субботу сходили мы с внучкой на выставку Натальи Гончаровой, которую устроители назвали "Между Востоком и Западом". Говорят, фактически первая полная выставка "амазонки авангарда" в России за последние сто лет. Мы невесть какие ценители авангарда, поэтому вряд ли сможем сказать новое слова по существу. Соня при входе сказала, окинув взглядом всю экспозицию: мрачновато как-то. После осмотра: «Колюче и рогато». Я в обоих случаях промолчал. Не потому, что сказать было нечего, а потому что не мог всплывшие вдруг ассоциации выразить на ходу, между делом.


«Пусть мысль твоя, когда она созреет,
Предстанет нам законченно чиста»


Законченности и чистоты достичь мне уже не успеть, но вспомнить конец шестидесятых прошлого века никто не помешает. Даже те, кто считает все «совковое» время убогим и примитивным. Мы не возражаем: считайте, дети миллениума, как хотите, у нас свобода.

Именно в то время я впервые познакомился с творчеством Гончаровой...

Люблю, когда в живописи есть море, даль и простор, корабли и моряки.. Поэтому люблю Гончарову.

Но у нее нет моря. Нет кораблей и моряков. На выставке - может быть в одних только «Гребцах» (1911 год) напрямую мы видим «тружеников моря».

Не судите об этой работе по компьютерной синюшной картинке. На выставке она очень удачно размещена и освещена. Есть возможность отойти подальше, сесть на диванчик и полюбоваться солнцем на веслах и фигурах гребцов, аквамарином глубины и белыми перьями пены, подчеркивающими стремительность движения.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Читая "Записки моряка-художника"

Лет пятнадцать назад в журнале "Волга" были впервые опубликованы "Записки моряка-художника", хранившиеся до того в петербургской "Публичке" в рукописи. Их автор - один из наших знаменитых маринистов Алексей Петрович Боголюбов.

А. Шарлемань. Портрет А.П. Боголюбова-офицера. 1853
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева


Читать записки Боголюбова не всегда просто: даже после обработки редактором слог его достаточно замысловат, инверсная манера построения фразы заставляет спотыкаться при беглом чтении. Но не это главное в записках. Поэтому для воскресного чтения хочу выложить в своем журнале несколько интересных на мой взгляд отрывков, относящихся к известным и не совсем известным событиям нашей морской истории. Сегодня речь пойдет о Наварине.

Дружественный огонь

"Был у нас кадет Шигарин. Отец его, тот самый, который так славно ответил в Наваринском сражении, командуя батареей и высунувшись с борта по случаю того, что с французского фрегата послали офицера на катере сказать, что ядра фрегата "Елена" ложатся в борт союзника, закричал: "А зачем вы бьёте плохо турок!". В это время Иван Епанчин с бота орал: "Всё равно, валяй его за двенадцатый год". Сей-то Шигарин, привезя сынка в учение (в Морской корпус - g_g), лохматого и нечёсаного в нанковом сюртучке, когда увидел, что служитель из матросов посадил его на табуретку, чтобы стричь, пристально всё время следил за этой операцией и, когда сын его вдруг преобразился из лохматого в гладко остриженный киверный помпон, то сам сел на табуретку, сказав служивому: "Ну-ка, валяй и меня тоже поглаже". Факт ничтожный, но он так врезался мне в юную память, что и до сих пор вижу перед собой отца и сына."
Галера, galea, galera, galley

Штандарты, флаги, вымпелы


Джорджо Вазари (с помощью Саббатини). Сражение при Лепанто. Фреска. Царская зала (Sala Regia) Апостольского дворца в Ватикане(1572)


Вдогонку к предыдущему посту скажем несколько слов о вымпелах галер в сражении при Лепанто. Мы уже отметили, что имеется множество произведений изобразительного искусства, посвященных Лепанто. Но одни написаны людьми, в морском деле несведущими, другие – в более поздние эпохи, когда уже забылись все детали этой битвы. Поэтому особый интерес представляют изображения, созданные сразу же после этого события. К ним относится, несомненно, фреска «Сражение при Лепанто» большого мастера Джорджо Вазари, приведенная в начале поста. Фреска была написана по заказу и под наблюдением папы Пия V, помощь Вазари оказывал знаток морской темы Саббатини. Фреска Вазари – одно из немногих произведений, в котором изображены галеры с назначенными им опознавательными признаками. Краски на фреске, конечно, выцвели, но нетрудно заметить (или поверить мне на слово) что галеры левого фланга несли желтые отличительные вымпелы, галеры правого фланга (а на походе – и галеры авангарда) – зеленые, эскадра центра – синие.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Воскресная школа


Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он равнодушно погружен;
Молчит его святая лира...

          А. С. Пушкин. Поэт.



Сегодня я удостоился чести присутствовать на занятиях внучки в художественной студии в Московском Архитектурном институте. Фотосессия была короткой, пришлось сразу же спуститься в студенческий буфет и дожидаться Соню там за бутылкой лимонада (за рулем ни-ни).

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Гомеровские корабли (продолжение)

Гомеровские корабли и фрески из Акротири

В комментариях к предыдущему посту коллега gloky_koozdr  показал фрагменты фресок из Акротири с интересными конструктивными особенностями изображенных на них кораблей. Я внимательно и с удовольствием изучил фрески и решил сделать специальный пост, посвященный им.

Несомненна связь между кораблями минойской эпохи и кораблями из поэм Гомера. Конечно же поэт опирался на имевшиеся тогда в изобилии изобразительные свидетельства минойской эпохи. Хотя фрески из Акротири видеть, конечно, не мог: извержение вулкана на острове похоронило город еще в XV веке до нашей эры. (И очень многие серьезные ученые, среди которых и Жак-Ив Кусто, считают, что остров Санторини, на котором находятся развалины Акротири, и окружающие его более мелкие острова это ничто иное, как остатки платоновской Атлантиды.) И тем не менее, акротирские фрески иногда смотрятся как иллюстрации к гомеровским поэмам. Внимательно присмотримся к этому фрагменту :



Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Метрология (3)


Еще о футе

В ногах правды нет

(предупреждение предков)
 


 

Ввиду того, что при обсуждении предыдущих заметок о футе возникло несколько вопросов, требующих более тщательного освещения, хочу сделать это в отдельных постах.

catherine_catty и   _sasa поставили вопрос, на который я не смог ответить: кого при выходе из церкви включали в группу людей для определения длины мерного инструмента («штока»), а также производили измерения их ног обутыми или бедолаг разували. Они выразили сомнение, что в эту группу включали женщин и детей. Видимо их сомнения имеют под собой основания. Мне удалось найти первоисточник описания упомянутой процедуры. Это книга Якоба Кёбеля «Геометрия»  (Jakob Köbel: Geometrey), впервые изданная во Франкфурте в 1535 г. Кёбель в 1490-е годы учился в Краковском университете вместе с Коперником, затем работал в качестве учителя арифметики, увлекся гравюрой и книгоизданием. Слыл неплохим поэтом.

Collapse )

 

 

Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (8)


Тригемиолия Самофракийская

 

Не правда ли - примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощённый,
Пленяет взор потомка восхищённый
И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти (Пер. Е.Солоновича)

Ника Самофракийская… На мой взгляд, это лучшее творение, когда-либо созданное человеком из камня. Где-то к нему приблизился Роден, оставаясь однако, на почтительном расстоянии. 

  


 

Collapse )
 

Галера, galea, galera, galley

Адмирал Франции и «Мадонна Бенуа»


По совету своего мудрого друга catherine_catty делаю перерыв в череде материалов, посвященных галерам эпохи Людовика XIV, чтобы дать возможность отдышаться моим читателям и себе самому. Но далеко от темы галер Франции мы не уйдем. Займемся некоторыми особенностями формирования организационной структуры французского галерного флота. По ходу предыдущих заметок я получил несколько справедливых замечаний относительно наименования высших должностных постов в Галерном корпусе. Давал также обещание рассказать об особенностях командной вертикали на французских галерах. Вот и попробуем со всем этим разобраться. Начнем, естественно, с главной должности в этой иерархии – Генерал галер.

А собственно, почему Генерал, а не Адмирал? Попытался найти этому объяснение и попал в такие дебри, что выбираться из них придется не один день. Если у кого-нибудь есть версии на этот счет, с интересом послушал бы.

Но сегодня как раз не о генералах, а об Адмирале Франции. И о том, какое он имеет отношение к нашему соотечественнику, одному из основателей объединения «Мир искусства» Александру Николаевичу Бенуа.

Как известно, структура высших должностных лиц Короны (Les Grands Officiers de la Couronne) формировалась во Франции постепенно. Королевской грамотой (lettre patente) 1582 года Генрих III ограничил перечень этих лиц следующими должностями: коннетабль (Connétable), канцлер (Chancelier), Главный дворецкий (Grand Maître), камергер (Chambellan), адмирал Франции (amiral de France) и маршалы Франции (maréchaux de France).

В начале XVI века тремя из этих титулов владел Шарль II д’Амбуаз (Charles II d’Amboise, 1473-1511), ставший Главным дворецким короля в 1502 году, Маршалом Франции в 1504 и Адмиралом Франции в 1508 году.


Миниатюра с изображением Шарля д'Амбуаза

 

Collapse )