Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

Галера, galea, galera, galley

Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка

Что произошло после возвращения "Золотой лани" в Плимут?



Про Колумба, Магеллана
Про де-Гаму и других,
Всех героев океана,
Знаменитых и простых.
          Н. М. Языков. Нептун





Галеон “Golden Hind”, Флагманский корабль экспедиции Дрейка. Sir Francis Drake Collection. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs.


Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка и сделанные в его ходе географические открытия воспринимались с некоторой долей скептицизма и подозрительности как современными ему географами, так и учеными последующих поколений вплоть до нашего времени. Что же смущало уважаемых мужей науки?

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка

Вокруг Южной Америки



Вздохнув, Пуаро взглянул на пометки в записной книжке: Америка, Австралия, Италия, Франция, Турция...
- "Весь шар земной готов я облететь за полчаса", пробормотал он.
- Простите? - переспросил инспектор.
- Я имел в виду, - пояснил Пуаро, - что мне, возможно, предстоит кругосветное путешествие.
          А.Кристи «Яблоки Гесперид»



В предыдущем нашем рассказе мы обещали поговорить о той части кругосветного путешествия Фрэнсиса Дрейка, которая касалась его прохода между Атлантическим и Тихим океанами осенью 1578 года.

История эта настолько противоречива, а ее изложение и в мировой, и в отечественной литературе настолько путано, что я не пожалел нескольких недель из отмеренного мне времени, чтобы глубже окунуться в события тех далеких дней.

Основным источником сведений о кругосветном путешествии Фрэнсиса Дрейка (1577-1580) являются заметки капеллана экспедиции Фрэнсиса Флетчера. Однако опубликованы они были лишь почти полвека спустя, в 1628 году, да и то в урезанном виде.


Гравюра с портретом Дрейка из первого издания записок Флетчера The world encompassed by Sir Francis Drake


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Флот Магелланова пролива

Кому суждено утонуть, того не повесят



Поглядел офицер:
«Что… не весело?
Ладно, Яков твой цел:
Не повесили».
          И. П. Уткин. Свеча






Бухта Сан-Висенти. Гравюра начала семнадцатого века.


В прошлый раз мы рассказали о том, как чудом избежал позорной смерти капитан испанского галеона Сан Педро Франсиско де Куэльяр (Francisco de Cuéllar). Самое примечательное в этой истории, что это был уже второй суд над де Куэльяром на службе испанскому королю, которую он проходил в 1580-1603 гг. Первый состоялся во время его капитанства на флоте, созданном Филиппом II для действий в южной Атлантике и поэтому получившем название Armada de MagallanesФлот Магелланова пролива, или просто Флот пролива. Прежде чем обратиться к судьбе де Куэльяра, естественным будет рассказать о Флоте Магелланова пролива более подробно.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Генуи

Типы генуэзских кораблей: бучио и саэтта



И народ кругом посыпал,
Рассуждая горячо:
― Мало, что ли, всяких типов,
Поглядишь, а тут еще…
          А. Т. Твардовский. Страна Муравия



Мы увлеклись историей бригантины и ее родственников и почти забыли, что темой нашего рассказа являются типы кораблей, которые в разные периоды истории строились на верфях Генуи. Самое время вернуться к нашему списку.


Работа конопатчиков на верфи в Савоне. Фрагмент Plan de Savone dû à Orazio Grassi (vers 1625)


Bucio (1186-1280).

Если этот корабль и известен нашему широкому читателю, то лишь как прототип знаменитого венецианского бучинторо или буцентавра, церемониальной галеры, на которой дож Венеции совершал обряд обручения с морем. Лишь в конце средних веков название этого корабля латинизировали и подогнали к имени мифического греческого полубыка-получеловека, буцентавра; а в более ранние годы его значение было значительно проще: позолоченный бучио (bucio-in-oro).

Нам немногое известно об этом корабле.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Генуи

Типы генуэзских кораблей и судов - 1: barca, bastimento, betta



Нету
         им
                  ни числа,
                           ни клички,
целая
         лента типов
                            тянется.
          В. В. Маяковский. Разговор с товарищем Лениным



Ясно, что те несколько слов, которые мы сказали в предыдущей главе о материалах, используемых в кораблестроении Лигурии, заставляют нас тут же сделать следующий шаг и ответить на вопрос: а какие вообще корабли и суда сходили со стапелей генуэзских верфей?


Одно из самых древних изображений корабельной верфи в Лигурии. Фреска на внутренней стене церкви в Финале (Савона). XIII век.


Мы подробно еще, видимо, поговорим об этом дальше, в особенности о галерах, но предварительно хотелось бы для справки поместить перечень кораблей и судов, когда либо строившихся на верфях Генуи, с указанием начальной и конечной дат их появления в генуэзских документах. Перечень этот составил итальянский морской историк Furio Ciciliot, я же всего лишь добавлю к нему несколько комментариев и замечаний.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Генуи

Корабельные леса и кораблестроение в Генуе



Словно в Ноевом ковчеге,
Все в журнале вы найдете:
Двухголового верблюда,
Шляпку модную для тети,
Уголовную новеллу
В двести двадцать литров крови
И научную страничку ―
«Как выращивают брови»…
          Саша Черный. «ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ РОССИИ»



В качестве введения в тему генуэзских галер мы коротко рассмотрели выше некоторые эпизоды морской истории Генуи XI-XII веков. Прежде чем продолжить этот рассказ дальше, остановимся на обзоре генуэзского кораблестроения той эпохи.


Герб Делла Ровере, семейства из Савоны. В лазуревом поле золотой дуб с переплетёнными ветвями.

Предыдущий пост мы закончили перечнем кораблей пизанского флота начала XII века. Нет никакого сомнения, что подобные корабли и суда находились в распоряжении и генуэзцев. Кораблестроение – отрасль сложная, она не может возникнуть здесь и сразу, требуется ряд условий для ее появления. Выяснением этих условий и сопутствующих обстоятельств мы и займемся сейчас.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Генуи

Генуя-Пиза: союзы и войны



Мне странно подумать, что трезвые люди
Способны затеять войну.
          К. Бальмонт. Война, не вражда



История отношений между Генуей и Пизой знала периоды тесного военного сотрудничества и периоды ожесточенных войн.

В период арабских набегов на итальянские территории до Первого крестового похода, в начале XI века, Генуя и Пиза выступали, как правило, совместно против общего врага. Когда в 1015 году правитель мусульманского эмирата (тайфы) Дения (включавшего в свой состав одноименный город в Испании с прилегающими территориями и Балеарские острова) Муджахид аль-Амири атаковал Сардинию с целью ее захвата, Генуя и Пиза объединили усилия. У них не было другого выхода. Торговля с восточным Средиземноморьем была для них блокирована Венецией, Амальфи и Неаполем, которые, опираясь на союз с Византией, не настроены были пускать соперников в свою вотчину. Захват же западного Средиземноморья андалусскими мусульманами грозил Генуе и Пизе полной изоляцией от основных источников сырья и рынков сбыта.

Муджахид аль-Амири, славянин по матери, основал тайфу Дения в 1011 году и превратил флот в эффективное орудие расширения своего влияния в регионе.


Тайфа Дения

Возможно, поддержку в экспансии ему оказывал пиратский флот братьев-славян; по крайней мере славяне засветились при захвате Балеарских островов.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Генуи

Генуэзский флот и Первый крестовый поход



Блажен, кто в хронике убогой
Узреет некий дивный миф...
          И. Г. Эренбург



Эпоху крестовых походов можно характеризовать по-разному, в зависимости от того, под каким углом зрения исследователь смотрит на происходящие тогда события. Нас будет интересовать процесс создания европейских колоний на занимаемых мусульманами в восточном Средиземноморье территориях, которые не имели удобного сухопутного сообщения с Европой и полностью зависели от морских коммуникаций. Те страны, которые обеспечивали эти коммуникации, получали известные преференции, в том числе и в первую очередь, в сфере морской торговли.


Государства крестоносцев на Востоке в 1140 году


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Генуи

Становление Генуэзской империи



Один Менандр Семенович с прежним недоверием относился к сыну и, выслушивая его рассказы о самоновейших способах накопления богатств, невольно припоминал о Амалатке и Азаматке.
          М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа ташкентцы. Картины нравов



Хочу отметить одну особенность наших рассказов по истории галер и галерных флотоводцев. В них много говорилось о венецианских галерах, о галерах Франции, о гребных судах Османской империи, даже об английских и голландских мы что-то написали. А вот флотоводцы – почти все сплошь из Генуи. Достаточно упомянуть имена Андреа Дориа, Джованни Андреа Дориа, Федерико Спинолы, которым мы посвятили не один пост. В то же время стройного изложения истории генуэских галер не приведено. Вообще о Генуе мы говорили лишь вскользь. Попробуем исправить эту несправедливость.



Генуэзская галера. (G. Brouscon Manuel de pilotage, à l'usage des pilotes bretons, XVI век)


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Лепанто

Цена Лепанто

Ни французы, ни англичане в большинстве своем не любят писать о сражении 1571 года при Лепанто. Это в общем-то понятно. Они там не участвовали, а прославлять чужие подвиги этим людям мешает национальная гордыня. Разве что посчитать, во что обошлась триумфаторам при Лепанто их победа, не считается зазорным. Подобно тому, как любят считать некоторые наши соотечественники, во что обошлось нам возвращение Крыма. Для нас в истории запретных тем нет, поэтому мы внимательны как к подвигам прошлых и нынешних поколений на полях сражений, так и к оценкам материальных затрат в ходе этих баталий. О подвигах моряков шестнадцатого века на выходе из Патрасского залива мы подробно писали в предыдущих наших рассказах, о баталиях в Крыму честный рассказ, я думаю, еще будет написан в будущем. Пока же пусть новая медаль, появившаяся на семейном иконостасе, остается молчаливым свидетелем тех событий.





Но вернемся к Лепанто. Дополним приведенные ранее сведения о расходах на кампанию 1571 года данными, взятыми из статьи Дж. Паркера и А.Томпсона в «Маринер’с Миррор» (1978).
Collapse )