Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Судьба графических материалов экспедиции Дрейка




Опустивши очи долу,
Преподобные сидят
И великие глаголы
В песнопениях твердят...
          К. К. Случевский. Загробные песни.


Итак, мы установили, что первый печатный рассказ о путешествии Дрейка The famous voyage был опубликован Ричардом Хаклюйтом в 1589 году в книге The principall navigations. Нам понятно также, что установить подлинного автора этого рассказа не удалось. Впервые «авторские» работы появились лишь в 1628 году, когда племянник и полный тезка Дрейка, баронет Фрэнсис Дрейк собрал вместе записки участников кругосветного путешествия в одном томе, озаглавленном «Мир, опоясанный сэром Фрэнсисом Дрейком» (The World Encompassed by Sir Francis Drake). Основу публикации составил дневник капеллана экспедиции преподобного Френсиса Флетчера (читая дневник капеллана, полезно не забывать, что преподобному в начале экспедиции только-только исполнилось 22 года, а ко времени публикации его уже давно не было в живых – он умер в 1619 году). Подлинник дневника, как и полагается, до нас не дошел. Сохранилась лишь копия первой его части, сдаланная в 1677 году лондонским аптекарем Джоном Коньерсом (John Conyers 1633–1694, "Citizen and Apothecary of London", пионер английской археологии). Копия заканчивается описанием острова Моча (Isla Mocha), который Дрейк посетил в ноябре 1578 года.


Рисунок с изображением острова Моча из копии манускрипта Фрэнсиса Флетчера.


[Сердце каждого любителя морских приключений не останется равнодушным к названию этого острова.


Остров Моча. Гравюра (1616) из книги Speculum orientalis occidentalis que indiae navigationum… голландского капера Йориса ван Спилбергена (1568—1620).

ДалееCollapse )

Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Судьба судового журнала «Золотой Лани» и карты Дрейка



Писатель слов и сочинитель фраз,
Не дописал ты повесть до конца!
          Л. Н. Мартынов




В прошлый раз мы установили, что англичане впервые публично заявили о своем приоритете в открытии проливов южнее Магелланова в 1625 году. Возникает естественный вопрос: а разве до этой даты не было публикаций о кругосветном плавании Дрейка?

Конечно же были. Считается, что первый печатный рассказ об этой экспедиции появился в 1589 году в книге Ричарда Хаклюйта.


Ричард Хаклюйт. Витраж в Кафедральном соборе Бристоля.


В июне 1589 года Дрейк вернулся после провальной Лиссабонской экспедиции (если Судия позволит, мы поговорим об этой английской Контрармаде в будущем). Большие потери англичан погрузили окружение Елизаветы в уныние, а Дрейк попал в опалу. Никто не хотел разбираться, виноват ли он в поражении или нет. С 1589 по 1593 год Дрейк жил как частное лицо в своем имении в Уэст-Кантри. О нем предпочитали не говорить, к делам государства его не привлекали. Видимо по этой причине Ричард Хаклюйт первоначально не включил упоминаний о кругосветном плавании Дрейка в свою «Книгу путешествий» («Основные плавания, путешествия, торговые экспедиции и открытия английской нации» – The Principall Navigations, Voyages, Traffiques, and Discoveries of the English Nation). Сейчас трудно сказать, кто настоял на устранении этой несправедливости, говорят, что это мог быть государственный секретарь Фрэнсис Уолсингем, от которого Хаклюйт получал указания, что можно и чего нельзя публиковать.
ДалееCollapse )

Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Битва за приоритеты



Курсант английского военно-морского училища сдавал экзамены. Принимавший экзамены адмирал попросил его назвать имена трех самых знаменитых английских адмиралов.
- Нельсон, сэр, - начал курсант, - затем Дрейк и... Прошу прощения, сэр, как Ваше имя?
          Из бородатых анекдотов.





Королева Елизавета посвящает в рыцари Фрэнсиса Дрейка. (The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs)


Известно, что на всех кораблях ее величества королевы Англии Елизаветы в обязательном порядке вели журнал плавания. Не был исключением и «Пеликан» (переименованный во время плавания в «Золотую лань»). Из предыдущего поста мы знаем, что журнал «Золотой лани» и «большая карта» после завершения экспедиции были переданы королеве лично Дрейком. Однако затем они странным образом исчезли. Отсутствие подлинника отчета о кругосветном плавании и подлинной карты с маршрутом этого плавания породило множество спекуляций и предположений. Мы сейчас попробуем разобраться, насколько вторичные источники об экспедиции Дрейка могли отражать содержание первоисточников.

Начнем с 1625 года, когда англичане впервые публично заявили о приоритете Дрейка в исследовании Южных морей.
ДалееCollapse )

Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Что произошло после возвращения "Золотой лани" в Плимут?



Про Колумба, Магеллана
Про де-Гаму и других,
Всех героев океана,
Знаменитых и простых.
          Н. М. Языков. Нептун





Галеон “Golden Hind”, Флагманский корабль экспедиции Дрейка. Sir Francis Drake Collection. The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art, Prints and Photographs.


Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка и сделанные в его ходе географические открытия воспринимались с некоторой долей скептицизма и подозрительности как современными ему географами, так и учеными последующих поколений вплоть до нашего времени. Что же смущало уважаемых мужей науки?

ДалееCollapse )

Кругосветное плавание Фрэнсиса Дрейка
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Вокруг Южной Америки



Вздохнув, Пуаро взглянул на пометки в записной книжке: Америка, Австралия, Италия, Франция, Турция...
- "Весь шар земной готов я облететь за полчаса", пробормотал он.
- Простите? - переспросил инспектор.
- Я имел в виду, - пояснил Пуаро, - что мне, возможно, предстоит кругосветное путешествие.
          А.Кристи «Яблоки Гесперид»



В предыдущем нашем рассказе мы обещали поговорить о той части кругосветного путешествия Фрэнсиса Дрейка, которая касалась его прохода между Атлантическим и Тихим океанами осенью 1578 года.

История эта настолько противоречива, а ее изложение и в мировой, и в отечественной литературе настолько путано, что я не пожалел нескольких недель из отмеренного мне времени, чтобы глубже окунуться в события тех далеких дней.

Основным источником сведений о кругосветном путешествии Фрэнсиса Дрейка (1577-1580) являются заметки капеллана экспедиции Фрэнсиса Флетчера. Однако опубликованы они были лишь почти полвека спустя, в 1628 году, да и то в урезанном виде.


Гравюра с портретом Дрейка из первого издания записок Флетчера The world encompassed by Sir Francis Drake


ДалееCollapse )

Флот Магелланова пролива
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Кому суждено утонуть, того не повесят



Поглядел офицер:
«Что… не весело?
Ладно, Яков твой цел:
Не повесили».
          И. П. Уткин. Свеча






Бухта Сан-Висенти. Гравюра начала семнадцатого века.


В прошлый раз мы рассказали о том, как чудом избежал позорной смерти капитан испанского галеона Сан Педро Франсиско де Куэльяр (Francisco de Cuéllar). Самое примечательное в этой истории, что это был уже второй суд над де Куэльяром на службе испанскому королю, которую он проходил в 1580-1603 гг. Первый состоялся во время его капитанства на флоте, созданном Филиппом II для действий в южной Атлантике и поэтому получившем название Armada de MagallanesФлот Магелланова пролива, или просто Флот пролива. Прежде чем обратиться к судьбе де Куэльяра, естественным будет рассказать о Флоте Магелланова пролива более подробно.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
«Повесить изменников!»



Но если отдан уж приказ,
Непослушанье безрассудно...
          Л. А. Мей. Забытые ямбы



Отвлечемся ненадолго от чтения и анализа Дневника солдата и обсудим некоторые обстоятельства, сопутствующие походу Непобедимой Армады, а именно, события на испанских кораблях на этапе их возвращения на родину. Сегодня мы расскажем, как подняла свой меч Фемида после того, как замолчали пушки Марса.


Галеон на якоре. Гравюра Питера Брюгеля


После сражения при Гравелине капитаны испанских кораблей потеряли доверие к флотоводческим способностям герцога Медина-Сидония и его первого советника по военно-морским делам Диего Флореса де Вальдеса. Мы уже приводили пример дерзкого поведения командующего баскской эскадрой Мигеля де Окендо при разговоре с герцогом. Открыто осуждали сомнительные решения командующего и другие высшие командиры Армады, о чем мы можем судить по сохранившейся личной переписке во время похода между Рекальде и Лейвой. В такой атмосфере 10 августа 1588 года произошел инцидент, который ничем, кроме как взвинченными нервами командования Армады, объяснить нельзя. Герцог, стремясь пресечь неповиновение на флоте, отдал распоряжение своим главным сержантам во главе с Франсиско де Бобадилья (а именно они отвечали за состояние дисциплины на флоте) подготовить информацию о капитанах, которые проявили трусость во время последнего сражения у Гравелина. Получив эти сведения, Медина-Сидония приказал собрать ненадежных капитанов на борту флагманского галеона. О дальнейшем развитии событий мы можем прочитать в книге Хатчинсона «Испанская Армада» (2013 г.), небольшой отрывок из которой приводим ниже:


Пока Армада медленно продвигалась на север, преследуемая постепенно сокращавшимся флотом англичан, Медина-Сидония занялся одним неприятным делом. С борта флагмана трижды были произведены выстрелы из пушки, призывающие командиров кораблей собраться на совет, но эти сигналы были проигнорированы. В конце концов шлюпки с флагманского галеона доставили капитанов на борт Сан Мартина. Взбешенный капитан-генерал спросил их: «Вы слышали выстрелы из пушки?» Капитаны подтвердили, что слышали. «Тогда почему вы не прибыли?» Ответ привел герцога в ярость: «Мы подумали, что ваш корабль тонет и нам нужно спешно убираться.» Повисло долгое молчание. «Повесить изменников», – приказал Медина-Сидония.
          Robert Hutchinson, THE SPANISH ARMADA. Weidenfeld & Nicolson. London, 2013 г. Стр. 172


В результате 11 августа 1588 года двадцать капитанов – морских и армейских – были привлечены к суду трибунала и приговорены к смертной казни. В отношении капитана урки Santa Barbara дона Кристобала де Авила приговор был приведен незамедлительно. Паташ с телом капитана, повешенным на топе мачты «с особой жестокостью и бесчестьем», прошел вдоль строя Армады для устрашения всех остальных, которые полагали, что допустимо нарушать воинскую дисциплину. Остальные приговоренные были отправлены под стражу на корабль генерального военного прокурора Армады Мартина де Аранда; смертная казнь для них в последующем была заменена отправкой на галеры или понижением в должности.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата, 10-17 августа



Да. Как хороша погода!
Пойти бы погулять.
          А. М. Жемчужников. В чем вся суть?





название или описание

Маршрут возвращения Непобедимой армады в Испанию. Из книги Konstam, Angus, The Armada Campaign, 1588(Osprey) (кликабельно)


Записи Рекальде в Дневнике солдата отражают спокойное, даже безмятежное плавание кораблей Армады в течение недели между 10 и 17 августа 1588 года. Вот они:
ДалееCollapse )

Русский морской словарь
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Ветер, лей, люф...



Уж ветер северо-восточный
В листве копается, сварлив,
Как архивариус дотошный,
Долистывающий архив.
          Д. Самойлов. Осень



Сделаем несколько замечаний к предыдущим двум постам. Касаются они особенностей русского морского языка. Ранее мы посвятили этой теме несколько статей, из которых можно заключить, что исторически русский морской язык сформировался путем отсева терминов, заимствованных в конце XVII - начале XVIII вв. из голландского и английского языков, а именно слов, которые не выдержали конкуренции с исконно русской терминологией. Те же термины, которые не имели эквивалентов в русском языке или более удачно отражали флотские реальности, заняли свое место в профессиональном языке мореходов.

Если мы обратимся к нашему случаю, объединяющему основные понятия, связанные с ветром, то сразу же необходимо отметить, что первоначально русские моряки использовали здесь кальку с голландских и английских слов. Так, понятие подветренная сторона (по-английски lee, на нидерландском – lij) обозначалось словом лей. Приведем пример.
ДалееCollapse )

Ветер, wind, weather…
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Принесенное ветром



Осень, ветер, листья ― буры.
Прочной хочется еды.
          К. М. Симонов



Наш предыдущий этюд описывал ту часть морского языка, которая связана была с английскими weather и lee как существительными. В современном русском языке эквивалентных им существительных нет, поэтому приходится переводить описательно: наветренная сторона и подветренная сторона. Но где вы встречали моряка, который для описания привычных ему объектов и явлений не изобрел бы своих терминов, даже если их нет в родном языке. Так появилось у общего термина ветер еще одно значение, не отмеченное в словарях: наветренная сторона. А в качестве антонима для термина ветер в этом значении – слово подветер. Давайте посмотрим, как пользуется этими терминами в своем приказе вице-адмирал А.С.Грейг:
ДалееCollapse )

Ветер, wind, weather…
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Этюд, навеянный осенью



Ветер дует с начала творенья.
          М. И. Цветаева. Горизонт




В нашем описании экспедиции Непобедимой армады к берегам Англии мы подошли к такому моменту, когда судьбу испанского флота стали решать не доблестные английские моряки, а суровые силы природы. И вот тут, я думаю, самое время остановиться и посмотреть, какое отражение эти самые природные обстоятельства находят в нашем человеческом языке. Я, естественно, не лексикограф, но никто ведь не будет возражать, что в этимологии и лексикографии мы все знатоки и специалисты. Так что извините, если как слон на тумбочке…

Опустив многочисленные детали и этимологические ступени, можно увидеть, что на общеславянскую родословную нашего слова ветер, вѣтр заметное влияние оказало древнескандинавское veðr. На пути «из варяг в греки» путники оставляли не только предметы материальной культуры, но и старонорвежские слова, которые воспринимались русским языком и далее развивались по его законам. Не составлял исключения, видимо, и наш случай. Но мы хотим взглянуть на это шире. Значительно большее влияние слово veðr оказало на английский язык. И не только тем, что оказалось у истоков английского слова wind – ветер, но и другое слово – weather, по основному своему значению – погода, также испытало воздействие древних скандинавов. Если быть объективным, и в нашем языке от veðr также произошло слово со значением погода, правда это значение ограничено хорошей погодой – вёдро, ведреная погода. Но для нашего разговора, посвященного в большей степени морскому языку, чем общим законам этимологии, эта ветвь лексики имеет лишь справочное значение. К ветру вёдро вообще-то отношения не имеет. Иное дело в языке английском. Там у термина weather есть «ветровая» составляющая, широко применявшаяся в морском языке, которую мы сейчас изучим более внимательно.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата: 9 августа



Вы бесстрашны, как хищные звери,
Грозен лязг ваших битв и побед,
Но ведь все ж у вас нет артиллерии?
Но ведь все ж у вас пороху нет?
          С. А. Есенин. Пугачев



Продолжим знакомиться с содержанием Дневника солдата:


Во вторник 9-го августа флот противника подошел к нашему с наветренной стороны и последовал за нами на дистанции примерно полторы лиги, не выказывая желания к дальнейшему сближению. И хотя наш флагман шел совсем один с наветренной стороны, а неприятельский флот был рядом, ни одного выстрела не прозвучало за целый день.
После полудня этого дня Его превосходительство [герцог Медина-Сидония –g.g.] послал фелуку чтобы доставить адмирала [дона Рекальде –g.g.] на собрание совета, но адмирал не пожелал следовать туда, так как чувствовал себя уязвленным отсутствием мужества и смятением на флагманском корабле, и тем, что на ряде предыдущих совещаний его мнение ни во что не ставили. Тогда Его превосходительство второй раз послал за адмиралом, настойчиво потребовав его присутствия. И хотя адмирал был против, совет принял решение вернуться в Испанию, проложив курс вокруг Шотландии и Ирландии.


ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Сражение при Гравелине 8 августа



Пропорот бок, и залив глубок.
Никто не виновен: наш лоцман – Бог.
И только Ему мы должны внимать.
А воля к спасенью – смиренья мать.
          И. А. Бродский. Письмо в бутылке (1964)



Прежде чем продолжить чтение Дневника солдата – небольшое предисловие.

Потеря якорной стоянки и лучших якорей на каждом испанском корабле в результате атаки брандеров вверила судьбу Армады Всевышнему. Вероятность встречи ее с силами герцога Пармского становилась исчезающе мала. Корабли оказались рассеяными в ночи в самых опасных прибрежных водах Европы. Лишь пять галеонов (флагман Сан Мартин с герцогом Медина-Сидония на борту, вице-флагман Сан Хуан де Португал с доном Рекальде, а также Сан Маркос, Сан Хуан Батиста и Сан Матео, смогли стать на запасные якоря в миле к северу от прежнего места.

На рассвете 8 августа английский флот выдвинулся для окружения этих кораблей. Медина-Сидония выстрелами из орудий флагмана дал сигнал флоту перегруппироваться и занять свои места в боевом ордере. Этот маневр занял некоторое время, в течение которого пять упомянутых галеонов подвергались интенсивному обстрелу с кораблей английского флота. Обстрел перерос в широкие боевые действия между враждебными флотами, которые продолжались на протяжении всего дня, став самыми ожесточенными за всю кампанию Непобедимой армады. Они получили название Сражение при Гравелине.


Разгром Непобедимой Армады 8 August 1588, картина Филипа Джеймса де Лутербура (Philip James de Loutherbourg, 1740–1812),. (1796) National Maritime Museum, Greenwich, Hospital Collection.


Выделим некоторые моменты этого сражения.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата: атака брандеров



Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои…
          Новый Завет, Книга Пророка Наума, 2,13.



Продолжаем читать Дневник солдата, сегодня – раздел об атаке брандеров.


Атака брандеров против кораблей Непобедимой армады в Кале. 7 августа 1588 года. Нидерландская школа. 1590, National Maritime Museum, Greenwich, Лондон



Воскресным утром 7 августа несколько французских дворян прибыли из Кале с визитом к Его Превосходительству. Одновременно прибыл фрегат (fragata) от принца Пармы, который, как говорят, принес новость, что принц не загрузил еще на корабли ни единого бочонка пива (un barril de cerbeça), и еще меньше солдат; и может не хватить пятнадцати дней для погрузки. Днем более тридцати новых кораблей присоединилось к флоту противника, хотя они и были небольшими по размерам.
Около полуночи враг запустил семь кораблей, наполненных взрывчатыми веществами (siete baje¬les de artificios de fuego), которые приливным течением принесло к нашей Армаде. Мы вынуждены были рубить якорные канаты и покинуть место стоянки в большом замешательстве и страхе. В это время, когда мы уже почти поставили паруса, к нашему кораблю причалила фелука с принцем Асколи (Antonio Luis de Leyva, 4-й принц д’Асколи, побочный сын короля Филиппа II -g._g.) на борту, который сообщил адмиралу, что его ждут на флагманском корабле. Адмирал ответил, что сейчас у него нет времени совершать такие поездки и оставлять свой корабль и что его мнение ничего не значит. Принц ответил, что поскольку его мнение тоже не принимается в расчет, и поскольку на борту флагманского корабля Сан Мартин царит смятение, он не вернется на него. Соответственно, утром следующего дня принц отправился в Кале с капитаном Marolín и другими лицами.


ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата: 6 августа, рейд Кале



Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла...
          К. М. Симонов. Сын артиллериста



Продолжим чтение Дневника солдата, на этот раз его запись за 6 августа.


В субботу 6 августа противник преследовал нас весь день, оставаясь на дистанции в полторы лиги и атакуя время от времени. В этот день мы получили сообщение, что галеры и флагманский корабль эскадры Хуана Мартинеса де Рекальде находятся в Конке и что принц Парма еще не готов. Вражеский флот в тот момент насчитывал девяносто две единицы, а к наступлению сумерек мы насчитали еще тридцать два корабля, которые присоединились к основным силам. Мы полагали, это были корабли, которые стояли в Дувре. В этот момент наша Армада стала на якорь в Кале, совершенно против желания адмирала Хуана Мартинеса де Рекальде. Противник также бросил якоря неподалеку от нас и поэтому мы находились в боевой готовности всю ночь.




Соединение эскадры Сеймура с основными силами английского флота в районе Кале. Фрагмент карты 1590 года из альбома Роберта Адамса Expeditionis Hispanorum in Angliam vera descriptio Anno Do. MDLXXXVIII

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата: 5 августа



А для нас
         юбилей ―
                  ремонт в пути,
постоял ―
         и дальше гуди.
          В. В. Маяковский. Не юбилейте!




Репродукция из альбома The Tapestry Hangings of the House of Lords: representing the several engagements between the English and Spanish Fleets in the ever memorable year MDLXXXIII, 1739, Rijksmuseum

Продолжим чтение Дневника солдата.

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Боевые действия у острова Уайт (продолжение)



Осторожность нужна большая, так как здесь нетрудно сесть на мель.
          А. П. Чехов. Остров Сахалин



Напомним, что во время боевых действий у острова Уайт 4 августа 1588 года англичане впервые применили «тактику четырех эскадр», о которой они договорились на военном совете, состоявшемся на борту Ark Royal 3 августа.


Сражение у острова Уайт 4 августа 1588 года.

Это изображение – фрагмент одной из десяти гравированных карт маршрута Непобедимой армады, раскрашенных вручную (плюс один обзорный лист, плюс титульный лист).

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата: 4 августа, остров Уайт



Только на главной шлюпке, мучась упорной греблей,
Куча матросов влечет ветхим канатом корабль.
          Г.Шенгели. Корабль (1917)





Позиции испанского и английского флотов утром 4 августа у острова Уайт. Копия гобелена, сгоревшего при пожаре Вестминстерского дворца в 1834 году.

О следующем дне экспедиции Непобедимой армады к берегам Англии обычно пишут немного и скромно. Нам же события этого дня 4 августа особенно интересны тем, что мощные галеоны оказались бы совсем беспомощными, если бы не маленькие гребные шлюпки, с помощью которых противные стороны получили возможность продолжить ведение боевых действий. Но обо всем по порядку. Вот продолжение текста из Дневника солдата.
ДалееCollapse )

Хопер-2017
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Вернулся с внучкой в хмурую Москву после некоторого времени, проведенного на берегу Хопра, в славном городе Борисоглебске. Еще раз приношу извинения своим читателям, как почитателям, так и ругателям, что не смог вовремя отследить их комментарии к прежним записям в журнале "Весло и парус" и своевременно ответить на них. Цифровая Россия пока только в проекте, а в глубинке даже с обычным интернетом не все благополучно. Как бы то ни было, но сейчас некоторое время буду на связи, что возможно - поправлю.

К сожалению, не будет в этот раз обычного фотоотчета: внучка уже "взрослая" и без ее согласия публиковать фотографии, где она, как обычно, основная модель, мне не велено. Ждем милостивого разрешения. А пока - один общий план



и еще пару снимков, дозволенных "цензурой", поскольку цензор здесь сама выступает в роли автора:

ДалееCollapse )

Непобедимая армада
Галера, galea, galera, galley
galea_galley
Дневник солдата: 3 августа



Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной.
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь в заключении, там на просторе,
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
          Ф. И. Тютчев. Вешние воды.



Продолжим чтение Дневника солдата.


На рассвете среды 3 августа вице-флагман «Сан Хуан» (San Juan), находясь, как всегда, в арьергарде Армады, подвергся обстрелу противника; по галеону было выпущено более двухсот ядер; но ни один из вражеских кораблей не решался зайти в корму галеону, опасаясь получить то же самое, что они получили в предыдущий день. Они избегали появляться у наших бортов. Пока наша Армада лежала в дрейфе, ожидая галеон, около девяти утра вражеский флот удалился; и ничего больше не случилось в этот день.



Примечание 11. Рекальде в Дневнике с гордостью говорит о своем корабле. Он имел для этого все основания. В оценке кораблей испанского флота, проведенной а 1591 году, говорится «Лучшим артиллерийским кораблем Армады [в 1588 г.] был вице-флагман Непобедимой Армады (almiranta general) португальский галеон под названием San Juan [по-португальски он назывался São João de Portugal –g._g.], потому что его артиллерия и по типу, и по весу наилучшим образом подходила для службы на море.»

Известно, что при отправлении из Лиссабона Непобедимая Армада имела в своем составе девять португальских галеонов. Мы имеем о них лишь самое общее представление: грузоподъемность, число орудий, отрывочные сведения о численности экипажей и солдат на их борту. Хотя некоторые из этих кораблей проектировались и строились как нао (например, Сан Хуан упоминается в документах то как нао, то как галеон), фактически все они были по факту галеонами. Изображений конкретно Сан Хуана до нас не дошли, но наиболее авторитетные историки испанского и португальского флотов считают, что галеон этого типа изображен в рукописи М.Фернандеса, озаглавленной Livro de Traças de carpintería и датируемой 1616-м годом.



Изображение корпуса галеона грузоподъемностью 500 тонн из манускрипта Фернандеса



ДалееCollapse )

?

Log in

No account? Create an account