Category: армия

Галера, galea, galera, galley

Непобедимая армада

Медина-Сидония и Рекальде: когда в товарищах согласья нет…



Послушать тебя все едино, что наших керженских келейниц: все бес творит, а мы, вишь, святые, блаженные, завсегда ни при чем. Везде один он, окаянный, во всем виноват... Бедненький!..
          П.И. Мельников-Печерский. В лесах




Не корите меня: я не покинул тему фелук, начатую в прошлых постах, а лишь решил бросить более широкий взгляд на обстановку, в которой фелуки под именем falúa впервые появились в строю боевых кораблей. Произошло это в походе Непобедимой армады на Англию в 1588 году. Фелуки входили в состав эскадры малых кораблей под командованием дона Антонио Уртадо де Мендосы, которого после смерти сменил Августин де Охеда.

Как известно, в эту эскадру, наряду с черырьмя относительно крупными кораблями (водоизмещением более 100 тонн), входили 34 судна меньшего размера: 10 каравелл, 10 паташей (pataches), семь фелук (falúas) и семь сабр (zabras).

Из сохранившихся свидетельств о походе Непобедимой армады и особенно из некоторых документов, лишь недавно введенных в обращение, нам известно, что командовавший походом герцог Медина-Сидония лишь изредка собирал своих подчиненных командиров для инструктажа и обсуждения сложившейся вокруг Армады обстановки. Обычно же распоряжения командующего на корабли Армады доводились специальными письменными указаниями (billetes), которые доставлялись адресату на фелуках (falúas) или паташах (pataches).

Описаний экспедиции Непобедимой Армады множество, в том числе и на русском языке.


Крушение корабля Непобедимой армады во время шторма. Иллюстрация из ‘Spanish Pictures’ (Samuel Manning, 1870). Частная коллекция

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Типы генуэзских кораблей

Типы генуэзских кораблей – cimba, lembo и leudo



Как истый скиф, к красе высокой непривычный,
Гляжу я с трепетом на образ твой античный,
И мне не верится в мечтах моих, что он
Слепой природою случайно порожден…
          Б. Н. Алмазов. Художник



Cimba (1470-1789), Lembo (античность - 1783), Leudo (1215 – до наших дней)

После бригантин, каравелл и каракк, которые на слуху у всех, кто хоть немного соприкасался с морской историей, названия вынесенных в заголовок кораблей мало что говорят неспециалисту. Хотя и коренятся они в глубине веков. Начнем знакомство с этой интересной группой с lembo.

Лембо (lembo), или лембос (лемб, как его переводит на русский язык словарь Дворецкого) как тип корабля встречается очень часто в лигурийских документах. Но вообще-то это очень давний термин, который использовался еще древними греками (λέμβος) и римлянами (lembus).

Этот термин означал родовое понятие для нескольких видов малых кораблей
1) корабельных шлюпок;
2) портовых судов;
3) рыболовецких судов;
4) и, наконец, речных судов.

Приведем несколько отрывков из классических источников, чтобы подтвердить обоснованность этих заключений.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Корабельная артиллерия

Под покровительством святой Варвары



…и змея в песочной лавке
жрёт винтовку, дом и плуг
и Варвара в камилавке
с топором летит вокруг.
          Д. Хармс. «чтобы в пулю не смеяться...»



В предыдущих постах мы коснулись такого понятия, как gun-room, или констапельская, объекта, интуитивно понятного, однако не такого простого и однозначного, как может показаться. Поэтому задержимся немного, чтобы разобраться в нем поглубже.

Проблему можно лучше понять, если обратиться к французскому термину для обозначения констапельской каюты. В одном из первых наших морских словарей А.С.Шишкова (Треязычный Морской Словарь, 1795) читаем:

         КОНСТАПЕЛЬСКАЯ. — Gun-rооm. — Sainte-barbе.

То, что по-английски это будет gun-room, мы уже знаем, а вот с французской святой Варварой (именно так переводится Sainte-barbе) встречаемся впервые. Известно, что во многих армиях христианского мира св.Варвара является покровительницей пожарных, саперов и артиллеристов, а в последнее время, как у нас, например, – еще и ракетчиков.


Французская поздравительная открытка с изображением св. Варвары.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Каракка

Каракка: вид с кормы



Первый
                  неуклюжий шаг
                                    пускай коряв ―
не удержите
                  поднявших якоря.
                            В. В. Маяковский. Итог



Перейдем теперь к описанию кормовой части средиземноморской каракки.

Классический тип каракки сложился к первой половине XV века. От своих предшественников каракка отличалась закругленными формами кормовой оконечности, в нижней ее части, и развитыми боевыми марсами на мачтах. Поясья бортовой обшивки не обрывались резко на стыке с плоскостью транца,


Корабль с транцевым типом кормы. Гравюра Hans Burgkmair

а постепенно закругляясь, шли вплоть до ахтерштевня.


Каракка, вид с кормы. Гравюра Бернарда фон Брейденбаха (Bernhard von Breydenbach, Peregrinatio in Terram Sanctam), 1486.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Бригантины

Бригантины: легенды и заблуждения



Adieu la brigantine,
Dont la voile latine…
Прощай, бригантина с латинским парусом…
          1827. Гюго, Navarin VI, 61



Основной вопрос, который возникает в связи с переходом от парусно-гребного бригантина к парусной бригантине: почему совершенно новый тип корабля, причем не с латинскими, а с прямыми парусами, сохранил за собой имя гребной полугалеры - бригантин?
Чтобы разобраться в этом, прежде всего обратим внимание на то, когда появились парусные бригантины. Как почти всегда бывает в подобных случаях, точных документальных данных об этом нет, зато количество предположений и гипотез зашкаливает.


Большая английская бригантина. Гравюра Gueroult du Pas (1710)

На первом месте стоит, естественно, гипотеза Огюстена Жаля, который в своем «Морском Словаре» (1848) назвал изобретателем парусных бригантин французского военного и политического деятеля, губернатора (commandant ) Акадии (колонии Франции в Северной Америке) Жозефа Робино де Виллебона. В качестве обоснования этого утверждения О.Жаль приводит следующие соображения. В середине девяностых годов XVII века сложилась сложная оперативная обстановка в районе острова Джерси. Французы искали пути захвата его силами своих кораблей, базирующихся в порту Сен-Мало. Командовал соединением этих кораблей предок по отцовской линии столь почитаемого нами Александра Дюма – шевалье Дави де ла Пайетри (Charles-Martial Davy de la Pailleterie). Планируя операцию по высадке десанта на Джерси, де ла Пайетри предложил использовать для этой цели, наряду с четырьмя своими галерами, бригантину акадского губернатора де Виллебона. Де Виллебон уже прославился тем, что во Французской Канаде он успешно проводил боевые операции против английских моряков с помощью своих быстрых кораблей, которые он называл бригантинами. Огюстен Жаль полагает, что построенные де Виллебоном корабли получили свое название потому, что они выполняли точно те же функции, что и парусно-гребные бригантины Средиземного моря.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Бригантины

Типы генуэзских кораблей и судов - 2: brigantino



В Генуе, в палаццо дожей
Есть старинные картины,
На которых странно схожи
С лебедями бригантины.
          Н. С. Гумилев. Генуя (1916)



― Вы старый бриган, разбойник с галеры, ― сказал он ему.
          Ю. Н. Тынянов. Пушкин


Напомню, что мы обсуждаем список кораблей, которые строились на верфях Лигурии, с указанием дат их первого и последнего появления в генуэзских документах. Сегодня очередь дошла до бригантины.

Brigantino (с 1387 до наших дней).
Мы коротко касались этого типа кораблей, когда говорили о галерах Англии.


Бригантин, или полугалера. Гравюра из альбома P. J. Gueroult du Pas (1710)


Быть может благоразумным было бы ограничиться здесь небольшой справкой, не пускаясь в длительные рассуждения. Ибо нет другого типа корабля, о котором было бы написано столько противоречивого в нашей литературе. Вмешаться в обсуждение этой темы – значит навлечь на себя упреки в некомпетентности ( ибо кто же у нас не является специалистом в бригантинах?!) или, в лучшем случае, в поверхностном взгляде на предмет. Велик соблазн отложить эту тему на потом, т.е. в никогда. Но все же решил преодолеть себя (ведь надо же когда-нибудь).

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Ост-Индский корабль

Корабли военного флота Нидерландов на службе Ост-Индской компании … и наоборот



Ясно,
                как репа на блюде, ―
доход обоюден.
          В. В. Маяковский



Хотя рассмотренные нами в предыдущем тексте корабли Голландской Ост-Индской компании (ГОИК) типа retourschip были неплохо вооружены, они все же не были военными кораблями в буквальном смысле этого слова. Основной принцип при разработке тактико-технического задания на их проектирование заключался в максимализации количества перевозимых людей и грузов.


Корнелис Вром (Hendrick Cornelis Vroom). Отплытие кораблей Голландской Ост-Индской компании на родину (начало XVII века). Rijksmuseum Amsterdam.

Интересно в этом отношении сравнить два корабля, которые ходили под нидерландским флагом практически в одно и то же время, имели одно и то же название Hollandia и практически одинаковую грузовместимость. Отметим, что это не те популярные у историков «Голландии», одна из которых совершила первое плавание, открывшее эпоху торговли Нидерландов с азиатскими странами, а другая была флагманским кораблем Адмиралтейства Амстердама в различных сражениях Второй англо-нидерландской войны. Первая из наших Голландий была построена на верфи ГОИК в 1619 году как типовой retourschip (грузовместимость 350 ласт), вторая, «военная» Голландия (300 ласт), была спущена на воду в 1623 году и сразу же приняла участие в экспедиции в Азию вокруг Южной Америки в составе эскадры под командованием Якоба Лермита (Jacques L'Hermite); это плавание стоит под номером семь в известном перечне кругосветных путешествий, приведенном Бугенвилем:
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Спинолы

Ночной бой в Па-де-Кале



И зычно грянет за Ламанш
Наш лозунг пламенный ― реванш!..
          Саша Черный. «Баварский бравый генерал...»





Голландские корабли, таранящие испанские галеры у побережья Фландрии в октябре 1602 года. Художник Hendrick Cornelisz Vroom (1617) Rijksmuseum Amsterdam

Бесславный для Федерико Спинолы бой в заливе Сезимбра стал самым продолжительным и самым упорным столкновением испанских галер с английскими парусными кораблями. Но он не остановил молодого генуэзца, и, добавив к своему грузу еще 36 сундуков с деньгами для армии Фландрии, Спинола повел галеры к английским проливам. У мыса Финистерре ему удалось даже захватить в качестве приза английское судно с боеприпасами, но вряд ли это могло утешить флотоводца. Более того, как покажет время, этот захват станет одной из последних морских побед Федерико.

Сделав остановку у Сантандера, Спинола погрузил на галеры еще 400 испанских пехотинцев, доведя терцию дона Хуана де Монесеса, размещенную на галерах, до 1600 человек. Тяжелый, как обычно, переход через Бискайский залив в данном случае осложнился попыткой мятежа среди морских пехотинцев. Мятежи такого рода были обычным явлением на испанском флоте, и Спинола без труда подавил его, но оптимизма это членам экспедиции не прибавило.

Дезинформация противника являлась одним из залогов успешного обеспечения похода, поэтому Спинола распространил слух, что отряд идет в устье Темзы для борьбы с английским флотом. Увы, вражеская разведка не дремала: корабли голландского адмирала Якоба ван Дювенворде (иногда его называют херр ван Обдам) отслеживали маршрут галер Спинолы, регулярно направляя посыльные суда с разведдонесениями англичанам в Портсмут. А 25 сентября информация поступила уже от сэра Уолтера Рэли, который зафиксировал проход галер мимо порта Лорьян.

Что в таких случаях должна делать королева Англии?Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Англии

Кромстер



― Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
          А. Твардовский. Василий Теркин



Название следующего типа английских галер в русской литературе практически не встречается, если не считать нескольких переводных романов. Корабль этот – кромстер ( cromster). Учитывая его малую популярность у наших писателей, расскажем о нем поподробнее.


Кромстер


В английских документах кромстеры появляются в самом конце шестнадцатого века. Если судить по названию (cromster, crumster или crompster), то мы можем предположить голландское его происхождение. По-голландски kromsteven – «закругленный нос», что сразу же дает один из характерных признаков этого судна. Такие корабли широко использовались в конфликтах Нидерландов с Испанией в 70-х годах шестнадцатого века. Мы встречаем их упоминания в архивных документах, относящихся к этому периоду. В печатных же источниках ссылка на события, в которых фигурируют кромстеры, появляется в 1596 году, в мемуарах сэра Уолтера Рэли «Открытие богатой, обширной и прекрасной Гвианской империи», или, как чаще цитируют эту работу, «Открытие Гвианы». Приведем это место из мемуаров (сразу же просим прощения за длинную цитату, но иначе не понять контекст первого появления термина в печатном английском языке):

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Англии

Малые гребные корабли Англии эпохи Тюдоров: бригантины и фрегаты



Ты, брат, тоже мал, да удал. Тоже хорош…
          И. А. Бунин. Сила



Помимо галер, галеасов и гребных барж в составе английского военного флота в шестнадцатом веке были и другие гребные суда, меньшие по размерам, которые соответствовали малым гребным кораблям итальянских республик, Испании и Франции той эпохи: fusta, galeotta, brigantina и fregata. Названия их, естественно, иногда отличались.

Так, наряду с названием brigantina, brigantine в английском языке чаще употребляли brigandine. Эти корабли, конечно, отличались от парусных бригантин последующих эпох. Больше они походили на испанские brigantinas, которые построил и на которых путешествовал в бассейне реки Амазонки Франсиско де Орельяна. Тот самый Орельяна, судьба которого так занимательно вплетена в сюжет о приключениях Индианы Джонса, связанных с поисками хрустального черепа. Недавно пересмотрел этот фильм: старые как малые, любят сказки.


Постройка бригантины «Сан Педро» членами экспедиции Франсиско де Орельяна из обломков корабля, потерпевшего крушение.

Collapse )