Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

Галера, galea, galera, galley

Королевская Африканская компания

Корабли Королевской Африканской компании и их маршруты



Как повсюду на свете ― и тут
каждый ломтик пространства велит
столь же тщательно выбрать маршрут,
как тропинку в саду Гесперид.
          И.Бродский. Перед прогулкой по камере





Корабли английских торговых компаний в Спитхеде. 1797. Акварель, Nicholas Pocock. Royal Museums Greenwich


На мой взгляд, мы делаем большую ошибку, когда сравниваем практику использования английского флота на Западном берегу Африки с Ост-Индией, например, или с Вест-Индией, или с Америками. В Африке существовали особенности, которых не было в других рагионах. На Западном берегу европейцы практически не устраивали поселений, были лишь форты и купеческие фактории. Европейцы не везли туда женщин. Практически не смешивались с местным населением, за исключением, возможно, португальцев. Не стремились в глубь континента, кроме, может быть, нескольких одержимых паганелей. Они не могли подчинить большие территории, уничтожив местного деспота и завладев его тапочками: на побережье Африки не было централизованных общественных структур. Проще говоря, до поры до времени европейцы на западном берегу Африки занимались не завоеванием территорий, а торговлей. Поэтому не следует сравнивать, скажем, Королевскую Африканскую компанию с другими, похожими по названию структурами.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Королевская Африканская компания

Королевская Африканская компания и Военно-морской флот Англии



И тоже какие-то у них втроем мудреные счеты были: тот тому дает, тот тому дает; а кто кому должен, не разберешь никак.
          Л. Н. Толстой. Записки маркёра




Крушение корабля третьего ранга «Глостер» в 1682 году(1682). Художник Danckerts, Johan, National Maritime Museum, Гринвич, Лондон. Изображение дает представление об аглийских линейных кораблях третьего ранга на стыке эпох Республики и Реставрации.


Недавно, при обсуждении поста в моем журнале, посвященного найму купеческих кораблей для нужд военного флота Англии, уважаемый sky_corsair сделал несколько критических замечаний по существу изложенного там материала. Повторю эти замечания (сначала в квадратных скобках идет отрывок из моего поста, затем вопросы по нему уважаемого коллеги:

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Master & Commander

Купеческие корабли для военного флота



Ах, не плыть, ах не плыть кораблю,
Если нет капитана на нем…
          Е. И. Дмитриева



Ранее мы вплотную подошли к эпохе Реставрации монархии в Англии и периоду правления Карла II. Начавшаяся в 1665 году Вторая англо-голланднская война дает повод для изучения другого интересующего нас вопроса – мобилизации гражданских судов для нужд военно-морского флота Англии и принципов назначения на них капитанов. Пока это не связано, вроде бы, с нашей конкретной темой, но не будем забывать, что в итоге мы должны прийти к событиям у Западных берегов Африки в конце XVIII века. А там арендованные корабли составляли существенную часть флота работорговцев.


Abraham Storck, 'Royal Prince' и другие корабли в Четырехдневном сражении 1-4 июня 1666 года. National Maritime Museum, Гринвич, Лондон.


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Master & Commander

От Commander and Master - к Master and Commander



Оставь подбирать за Тигром шакалу и иже с ним.
Волк чужого не ищет, Волк довольствуется своим!
          Киплинг ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ (Пер. В. Топорова)



В предыдущей части нашего рассказа мы установили, что к середине XVII века на должности капитанов малых кораблей военного флота Англии стали назначать людей, не обязательно имеющих дворянское происхождение, но проявивших себя на предыдущей морской службе. Добавим к этому, что среди новых командиров кораблей появилось большое число бывших капитанов купеческих судов. Мы уже упоминали, например, успешного адмирала Джона Лоусона, бывшего шкипера угольщика. Это связано было, как уже говорилось, с чисткой командных кадров от представителей роялистов, а также явилось отражением того факта, что Парламент и Республика (Commonwealth) были тесно связаны с купеческим сословием.
[Для справки отметим, что после Реставрации ситуация изменилась и назначения на командные должности лиц с торгового флота стали лишь исключением. Более того, началась «отбраковка» из командного состава лиц, назначенных в предыдущий период. Особенно интенсивно это отмечалось в 1660-1661 годах. Формулировки для увольнения капитанов были самые разные, такие например, как «Анабаптист», или «известный старый враг», или «его жена – квакерша». На место «вычищенных» пришли новые капитаны, отбираемые по принципу лояльности.]

Как видно из приложенных ранее списков, командиры кораблей с экипажами не более 70 человек и вооружением до 12 пушек получали звание Commander and Master. Они могли получить продвижение по службе, стать командиром более крупного корабля со званием Captain и иметь на нем помощника, отвечающего за кораблевождение (у нас такого человека принято называть штурман), который находился в звании Master. Заглядывая вперед, отметим, что эта система званий на английском флоте просуществовала почти полтора века, на протяжении которого на флоте сложился достаточно устойчивый и постоянный офицерский корпус.

Серьезным испытанием, с которым столкнулась новая система комплектования командных кадров, стала Первая англо-голландская война (1652-1654); английский флот выдержал этот экзамен в целом успешно.


Ян Авраам Беерстратен. Сражение при Схевенингене 10 августа 1653 г. - финальное сражение Первой англо-голландской войны. Rijksmuseum , Амстердам



Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Корабль святого Иуды

Носовая платформа



Кума, да не та.



Сейчас рассмотрим еще один вариант, который не нашел сторонников среди читателей моего журнала, но имеет определенные основания стать нашей рабочей гипотезой. Посмотрим внимательно на лист с иллюстрациями из книги под ред. Ф.Барнарда " Companion to English History" (Middle Ages), pl. LXII., Оксфорд, 1902.




Здесь под номерами 2-7 показана эволюция боевой платформы в носу корабля от временной конструкции к стационарной носовой надстройке. На начальной стадии этой эволюции, как мы видим, основные элементы носовой боевой платформы просто крепились с помощью тросов к форштевню и бортам судна. Такой упрощенный крепеж вызван тем, что платформу в те времена крепили только перед боем, в остальное время ее снимали. На флоте существовала даже целая группа корабельных плотников, которая занималась сооружением боевых платформ.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Возвращаясь к теме Лепанто

Ренегаты на службе Габсбургов



Лукав, завистлив, зол и страстен,
Отступник бога и людей;
Холоден, всем почти ужасен,
Своими ласками опасен,
А в заключение ― злодей!..

          М. Ю. Лермонтов. Портреты (1829)



В прошлый раз мы подробно осветили вклад ренегатов-христиан в административный и военный потенциал Османской империи. Сегодня попытаемся показать, что, как обычно, бритва была обоюдоострой.

Секретная служба Габсбургов не стоила бы и гроша, если бы она не предпринимала попыток использовать положение бывших христиан в государственной и военной иерархии османов. Легче всего было вербовать агентов именно в их среде: ведь те, кто предал однажды, легко предает и второй раз, тем более если основой предательства был материальный мотив. Да и в случае, если мотивом перехода на сторону врага были идейные соображения, не было гарантий, что ренегаты связали свою судьбу с противником намертво: в условиях переменчивой политической конъюнктуры при дворе султана они легко могли впасть в немилость и вот в этом случае могли оказаться полезными запасные пути отхода, которые принято именовать «планом B».

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Венецианский ког

Венецианский ког: бегучий такелаж



Я волен был в моей темнице,
В полуживой тюрьме моей;
Я всё имел, что надо птице:
Гнездо на мачте меж снастей!
          М. Ю. Лермонтов. Моряк



Если со стоячим такелажем венецианского кога все более или менее ясно, за небольшими исключениями, то бегучий такелаж содержит значительно больше загадок, пока еще не решенных.

Начнем со снастей для подъема и спуска рея, обозначив их современным обобщенным термином фалы. Судьба русского термина для обозначения этой снасти переменчива, она и по сей день нарушает стройность нашей терминологии в области бегучего такелажа. Впрочем, это касается не только русских терминов. Совершенствование такелажа с течением времени вызывало возникновение новых или кардинальное изменение старых снастей, и как следствие – изменение терминов для них. И зачастую совсем не бралась в расчет преемственность снастей, новые термины создавались независимо от старых. Мы же, оглядываясь назад, видим только изменившиеся слова, не принимаем во внимание, что они относились к изменившимся в процессе эволюции понятиям. Поэтому у нас почти параллельно существуют фал и гардель (а также орфографические варианты кардель или гардель-реп), английские halliard и jeer (с вариантами halyard, haulyards, jear, gear) а также французский термин drisse, итальянский drizza c вариантами rize, rixe, strixe и множеством других. Нам не удастся сейчас расставить все точки над i, иначе, занявшись этим, мы скатимся на обочину основной нашей дороги; но обещаю, что, если осел не сдохнет, мы вернемся к этому вопросу при рассмотрении соответствующих статей Морского словаря.

Итак, снасти для подъема рея на основной мачте (arboro de proda) венецианского кога. Они состоят из двух различных частей: rize (в другой орфографии rixe или strixe), и manti или amanti.





Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Артиллерия галер

Куршейная пушка -2


Куршейная пушка на модели стандартной французской галеры XVII века "LA FLEUR DE LIS"


Изучая особенности галерной артиллерии, в предыдущем рассказе мы остановились на откате куршейной пушки. Не будем бичевать себя за неадекватность термина «откат». Ясно, что никаких колес или катков на пушечном станке нет, это сплошная колода, которая после выстрела скользит по направляющей в результате силы отдачи. Поэтому имеет место скорее отъезд, чем откат. Однако не станем изобретать новые термины, оставим все так, как есть, понимая всю условность терминов «откат» и «накат» в нашем случае.

Итак, мы установили, что 50-фунтовая куршейная пушка после выстрела откатилась на 3,2 метра. Что происходит дальше? Пушку необходимо перезарядить и вернуть в исходное положение. Может быть, смазка как раз и нужна для этого, чтобы облегчить накат орудия? Посмотрим.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Артиллерия галер

Куршейная пушка галеры

В ходе последнего разговора о корабельных пушках XV-начала XVI века и появлении пушечных портов вновь встал вопрос о куршейных пушках галер. Мы уже писали о них раньше, сейчас же добавим несколько слов, чтобы устранить всякое непонимание в этом вопросе.

В обстоятельном трактате Пиетро Сарди об артиллерии (Pietro Sardi, L' artiglieria divisa in tre libri… 1621, переиздание Bologna, Parisini, 1689) имеется достаточно подробное описание основного артиллерийского орудия галер – куршейной пушки.


Куршейная 50-фунтовая пушка на деревянном скользящем станке ((Sardi, L’Artiglieria, 1621, стр. 130)



Collapse )