Category: искусство

Галера, galea, galera, galley

Парусные корабли XV века

Фламандская каракка – kraeck

Предыдущий наш рассказ касался истории появления совершенно замечательной гравюры с изображением фламандской каракки (kraeck). Сегодня мы подробнейшим образом исследуем это уникальное изображение, по детальности и точности картинки не имевшее себе равных в западноевропейском искусстве предшествующей эпохи. Подробности изображения корабля и высокий профессионализм автора эскиза к гравюре (мы помним, что это был некий Pieter van Aerde ) открывают для нас мир крупного парусного корабля XV века. Повторим здесь это изображение из нашего предыдущего поста, добавив возможность посмотреть его в большем размере (по клику).


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Парусные корабли XV века

Бургундская свадьба и каракка из Фландрии


По свадьбам начнем мы ходить с тобой ― что может быть веселей?
          Э. Багрицкий. Веселые нищие (1928)


Весь предыдущий рассказ о харраках, арабских огненосных кораблях, подталкивает нас к очевидному казалось бы выводу, что европейские крупные парусные суда, получившие название каракки – это прямые наследники арабских харрак. И появились они впервые на Пиренейском полуострове, где одно время хозяевами были арабы, и фонетически эти слова созвучны, да и последние харраки, как мы видели по сохранившимся изображениям, мало чем отличались от европейских каракк.

Но не всё так однозначно, поэтому не будем спешить с выводами. А чтобы поглубже войти в тему, познакомимся с одной занимательной историей, связанной с едва ли не первым детальным изображением каракки в западноевропейском искусстве.

Летом 1468 года состоялось бракосочетание герцога Бургундии Карла Смелого с сестрой короля Англии Эдуарда IV Маргаритой Йоркской.


Оттиск с гравюры с изображением герба Карла Смелого. Британский музей



О размахе, широте и пышности этой бургундской свадьбы написано много. Можно посмотреть, например, в книге Прокофьевой и Скуратовской «100 великих свадеб» (2012 г.), или в прекрасно иллюстрированном рассказе коллеги по ЖЖ, одного из авторов этой книги Марьяны (eregwen) Скуратовской.

Мы, естественно, остановимся на сугубо морском аспекте этого события, подробно осветив ту часть повествования, которая отмечена в упомянутой книге несколькими фразами:
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Греческий огонь

Мечты, мечты...

В фондах Национальной библиотеки в Париже есть много гравюр, изображающих французскую мечту по захвату коварного Альбиона. И конечно же в этих проектах не обходится без использования "греческого огня". Вот одна из гравюр, изданная знаменитым французским гравером Франсуа Бонвилем (F. Bonneville) в 1799 году.


Для желающих рассмотреть интересные детали гравюры она открывается по клику в новой вкладке.



Сопровождающая надпись гласит, что на гравюре изображено уничтожение английского флота в момент высадки французов на побережье Англии с помощью греческого огня, доставляемого к цели "тысячами" воздушных шаров и артиллерийскими орудиями с "плавающих башен".

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Заметки с выставки Натальи Гончаровой

В минувшую субботу сходили мы с внучкой на выставку Натальи Гончаровой, которую устроители назвали "Между Востоком и Западом". Говорят, фактически первая полная выставка "амазонки авангарда" в России за последние сто лет. Мы невесть какие ценители авангарда, поэтому вряд ли сможем сказать новое слова по существу. Соня при входе сказала, окинув взглядом всю экспозицию: мрачновато как-то. После осмотра: «Колюче и рогато». Я в обоих случаях промолчал. Не потому, что сказать было нечего, а потому что не мог всплывшие вдруг ассоциации выразить на ходу, между делом.


«Пусть мысль твоя, когда она созреет,
Предстанет нам законченно чиста»


Законченности и чистоты достичь мне уже не успеть, но вспомнить конец шестидесятых прошлого века никто не помешает. Даже те, кто считает все «совковое» время убогим и примитивным. Мы не возражаем: считайте, дети миллениума, как хотите, у нас свобода.

Именно в то время я впервые познакомился с творчеством Гончаровой...

Люблю, когда в живописи есть море, даль и простор, корабли и моряки.. Поэтому люблю Гончарову.

Но у нее нет моря. Нет кораблей и моряков. На выставке - может быть в одних только «Гребцах» (1911 год) напрямую мы видим «тружеников моря».

Не судите об этой работе по компьютерной синюшной картинке. На выставке она очень удачно размещена и освещена. Есть возможность отойти подальше, сесть на диванчик и полюбоваться солнцем на веслах и фигурах гребцов, аквамарином глубины и белыми перьями пены, подчеркивающими стремительность движения.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Читая "Записки моряка-художника"

Лет пятнадцать назад в журнале "Волга" были впервые опубликованы "Записки моряка-художника", хранившиеся до того в петербургской "Публичке" в рукописи. Их автор - один из наших знаменитых маринистов Алексей Петрович Боголюбов.

А. Шарлемань. Портрет А.П. Боголюбова-офицера. 1853
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева


Читать записки Боголюбова не всегда просто: даже после обработки редактором слог его достаточно замысловат, инверсная манера построения фразы заставляет спотыкаться при беглом чтении. Но не это главное в записках. Поэтому для воскресного чтения хочу выложить в своем журнале несколько интересных на мой взгляд отрывков, относящихся к известным и не совсем известным событиям нашей морской истории. Сегодня речь пойдет о Наварине.

Дружественный огонь

"Был у нас кадет Шигарин. Отец его, тот самый, который так славно ответил в Наваринском сражении, командуя батареей и высунувшись с борта по случаю того, что с французского фрегата послали офицера на катере сказать, что ядра фрегата "Елена" ложатся в борт союзника, закричал: "А зачем вы бьёте плохо турок!". В это время Иван Епанчин с бота орал: "Всё равно, валяй его за двенадцатый год". Сей-то Шигарин, привезя сынка в учение (в Морской корпус - g_g), лохматого и нечёсаного в нанковом сюртучке, когда увидел, что служитель из матросов посадил его на табуретку, чтобы стричь, пристально всё время следил за этой операцией и, когда сын его вдруг преобразился из лохматого в гладко остриженный киверный помпон, то сам сел на табуретку, сказав служивому: "Ну-ка, валяй и меня тоже поглаже". Факт ничтожный, но он так врезался мне в юную память, что и до сих пор вижу перед собой отца и сына."
Галера, galea, galera, galley

Каллиграфия

В комментарии к одному из недавних постов мой друг muitininkas заинтересовался каллиграфическими надписями на турецких миниатюрах, "где в рисунок галеры были вписаны некие изречения" и просил выложить другие подобные шедевры арабской вязи. Тогда у меня под рукой ничего не оказалось, а вот сейчас попалась интересная миниатюра, которую я нашел у zh-cn на фейсбуке. С удовольствием выкладываю ее, тем более что в следующем нашем рассказе речь пойдет как раз о турецких галерах и галиотах.

Галера, galea, galera, galley

Не пишется


Стихи не пишутся - случаются,
как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
          А.Вознесенский. 1973



Не пишется.

Но все равно хочется к выходным сделать что-нибудь приятное френдам.

Добавлю-ка я в коллекцию уютных кошечек уважаемой levkonoe  еще один экспонат.


Бальтюс. Средиземноморский кот. (Balthus. The Mediterranean Cat. 1949)



P.S.Кстати, хорошая иллюстрация к нелепому требованию эстетов не есть рыбу ножом. Бальтюс все же француз (хотя и польского происхождения) и знает, что можно за столом, а чего нельзя.
Галера, galea, galera, galley

Воскресная школа


Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он равнодушно погружен;
Молчит его святая лира...

          А. С. Пушкин. Поэт.



Сегодня я удостоился чести присутствовать на занятиях внучки в художественной студии в Московском Архитектурном институте. Фотосессия была короткой, пришлось сразу же спуститься в студенческий буфет и дожидаться Соню там за бутылкой лимонада (за рулем ни-ни).

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Гомеровские корабли (продолжение)

Гомеровские корабли и фрески из Акротири

В комментариях к предыдущему посту коллега gloky_koozdr  показал фрагменты фресок из Акротири с интересными конструктивными особенностями изображенных на них кораблей. Я внимательно и с удовольствием изучил фрески и решил сделать специальный пост, посвященный им.

Несомненна связь между кораблями минойской эпохи и кораблями из поэм Гомера. Конечно же поэт опирался на имевшиеся тогда в изобилии изобразительные свидетельства минойской эпохи. Хотя фрески из Акротири видеть, конечно, не мог: извержение вулкана на острове похоронило город еще в XV веке до нашей эры. (И очень многие серьезные ученые, среди которых и Жак-Ив Кусто, считают, что остров Санторини, на котором находятся развалины Акротири, и окружающие его более мелкие острова это ничто иное, как остатки платоновской Атлантиды.) И тем не менее, акротирские фрески иногда смотрятся как иллюстрации к гомеровским поэмам. Внимательно присмотримся к этому фрагменту :



Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Метрология (5)

Локоть 2: Шумеры

… какою мерою мерите, такою и вам будут мерить

                      Матф. 7:2

 

Ты при посторонних людях чепуху-то эту несешь... А ты умненько себя, голубчик, держи! Ты линию-то свою веди, да так, чтобы комар носу не мог подточить!    

                        Салтыков-Щедрин. Господа Молчалины



Гудеа, Лувр
Скульптура Гудеа, правителя Лагаша, Лувр


По-латыни локоть называется cubitus или cubitum, по-гречески пехий (πῆχυς – chys) на древнееврейском - 'ammah, ассирийском – ammatu. По-английски локоть будет cubit, на итальянском – cubito, испанском - codo

На французском языке, более всего нас интересующем в приложении к галеростроению,  локоть назывался coudée – [куде]. Появилось это название у французов в середине XII века.

Локоть был не только самой распространенной, но пожалуй и самой точной единицей измерения. Мы говорили уже об эталонах самого древнего, египетского царского локтя (mahe). Он равнялся 52,3-52,5 см и разделен был на семь пальм (ладоней) по четыре пальца в каждой. Известен он по крайней мере с 2700 г. до н.э., со времени строительства пирамиды Джосера.

 

Collapse )