Category: общество

Галера, galea, galera, galley

Типы генуэзских кораблей

Каракка



Не оглянуть
Всех типов созданных и тех, что народятся;
Людское творчество ― как в небе млечный путь:
В нем новые миры без устали родятся!
          К. К. Случевский. Думы. Формы и профили (1881) (Цит. по ruscorp)



Caracca (1157-1848)

О каракках мы писали очень много: 22 поста, как можно видеть, отмечены этим тегом. Знатоки картежного ремесла наверняка сказали бы, что это перебор. Но не будем следовать их логике. Подавляющее большинство этих постов было посвящено кораблям XV века, и лишь несколько слов было сказано о каракках XIV века. А сейчас мы видим дату появления каракки на генуэзских верфях, относящуюся к середине двенадцатого века. Сможем ли мы заполнить конкретной информацией о каракках эту брешь размером в два века?

Каракке очень не повезло в русскоязычной литературе. То ли неблагозвучное название тому виной, то ли другие какие причины, но даже в таких солидных источиках, как словарь Даля и четырехтомник Фасмера, каракке не нашлось места. Воды в рот набрали и Брокгауз с Ефроном. Молчит о каракках, вы не поверите, и Большая Советская Энциклопедия, представленная всеми тремя ее изданиями. И это при том, что некоторые исследователи считали, что флагманский корабль первооткрывателя Америки Колумба являлся караккой (не будем сейчас вдаваться в критический анализ этого утверждения).


«Санта Мария» на якоре» Андриес ван Эртвельт, 1628. Национальный Морской музей, Гринвич. Здесь корабль Колумба показан как каракка.

Несправедливо.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Бриг

Бригантина, бриг, шнява, биландер


И целый день, под мерный шум валов,
Слежу я в море парус бригантины,
А в небесах ― круги орлов.
          И. А. Бунин. Развалины


Добавим к нашим историческим и филологическим изысканиям несколько технических штрихов.

Что объединяет бриг и бригантину?

Во-первых, это двухмачтовые суда; во-вторых, это суда по преимуществу с прямым парусным вооружением. Помимо брига и бригантины в эту группу можно отнести шняву (англ. snow, франц. senau), биландер и некоторые другие типы судов, которые, с небольшими натяжками, можно считать родоначальниками двухмачтовых кораблей с прямым парусным вооружением.

Вот какое «генеалогическое древо» двухмачтовых судов предложил морской историк Алан Мур (1912)




Удивительно, но двухмачтовые корабли появились сравнительно поздно.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Спинолы

Ночной бой в Па-де-Кале



И зычно грянет за Ламанш
Наш лозунг пламенный ― реванш!..
          Саша Черный. «Баварский бравый генерал...»





Голландские корабли, таранящие испанские галеры у побережья Фландрии в октябре 1602 года. Художник Hendrick Cornelisz Vroom (1617) Rijksmuseum Amsterdam

Бесславный для Федерико Спинолы бой в заливе Сезимбра стал самым продолжительным и самым упорным столкновением испанских галер с английскими парусными кораблями. Но он не остановил молодого генуэзца, и, добавив к своему грузу еще 36 сундуков с деньгами для армии Фландрии, Спинола повел галеры к английским проливам. У мыса Финистерре ему удалось даже захватить в качестве приза английское судно с боеприпасами, но вряд ли это могло утешить флотоводца. Более того, как покажет время, этот захват станет одной из последних морских побед Федерико.

Сделав остановку у Сантандера, Спинола погрузил на галеры еще 400 испанских пехотинцев, доведя терцию дона Хуана де Монесеса, размещенную на галерах, до 1600 человек. Тяжелый, как обычно, переход через Бискайский залив в данном случае осложнился попыткой мятежа среди морских пехотинцев. Мятежи такого рода были обычным явлением на испанском флоте, и Спинола без труда подавил его, но оптимизма это членам экспедиции не прибавило.

Дезинформация противника являлась одним из залогов успешного обеспечения похода, поэтому Спинола распространил слух, что отряд идет в устье Темзы для борьбы с английским флотом. Увы, вражеская разведка не дремала: корабли голландского адмирала Якоба ван Дювенворде (иногда его называют херр ван Обдам) отслеживали маршрут галер Спинолы, регулярно направляя посыльные суда с разведдонесениями англичанам в Портсмут. А 25 сентября информация поступила уже от сэра Уолтера Рэли, который зафиксировал проход галер мимо порта Лорьян.

Что в таких случаях должна делать королева Англии?Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Англии

Малые гребные корабли Англии эпохи Тюдоров: бригантины и фрегаты



Ты, брат, тоже мал, да удал. Тоже хорош…
          И. А. Бунин. Сила



Помимо галер, галеасов и гребных барж в составе английского военного флота в шестнадцатом веке были и другие гребные суда, меньшие по размерам, которые соответствовали малым гребным кораблям итальянских республик, Испании и Франции той эпохи: fusta, galeotta, brigantina и fregata. Названия их, естественно, иногда отличались.

Так, наряду с названием brigantina, brigantine в английском языке чаще употребляли brigandine. Эти корабли, конечно, отличались от парусных бригантин последующих эпох. Больше они походили на испанские brigantinas, которые построил и на которых путешествовал в бассейне реки Амазонки Франсиско де Орельяна. Тот самый Орельяна, судьба которого так занимательно вплетена в сюжет о приключениях Индианы Джонса, связанных с поисками хрустального черепа. Недавно пересмотрел этот фильм: старые как малые, любят сказки.


Постройка бригантины «Сан Педро» членами экспедиции Франсиско де Орельяна из обломков корабля, потерпевшего крушение.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Галеры Англии

Галеры Англии: немного о терминах



И все же в вас напичкано того и того,
Вы эсер в меньшевизме и меньшевик в эссерстве;
Типичный петербуржец, чопорно-дерзкий
С гипертрофированной головой.
          И. Сельвинский. «Вдруг загудели сонные шпалы...»



Это мангустан, а по английскому произношению «мангустэн». Англичане не могут не исковеркать слова.
          Гончаров «Фрегат Паллада»



Поскольку так уж получилось, что в исторических наших прогулках мы забрели в английские территориальные воды, задержимся здесь немного и расскажем об английских галерах.

Странным может показаться такое сочетание: галеры – и английские. На всем протяжении нашего долгого путешествия по миру гребных кораблей и судов мы ни разу еще не сталкивались с тем, чтобы их строителями были англичане. Венецианцы, генуэзцы, турки, французы, испанцы, голландцы и русские, наконец, но англичане? Какого страху натерпелись англичане от французских галер Прежана де Биду – мы писали. Но чтобы сами они садились за весла – об этом мы не упоминали ни разу. Заполним этот пробел. При этом ограничимся пока шестнадцатым веком – веком наибольшего расцвета галерных флотов и веком сражения при Лепанто.


Английская галера Galley Subtle. Иллюстрация из манускрипта Anthony Roll , содержащего описание флота Генриха VIII (1546). British Library Additional MS 22047.


Прежде чем говорить об английских галерах по существу, скажем несколько слов по поводу термина galley (галера) в английском языке. В отличие от большинства других европейских языков, этот термин в английском – многозначен. Оставим в стороне значение galley – корабельная кухня, камбуз. И не будем вдаваться в тонкости полиграфии – там тоже этот термин используется. Нас будет интересовать использование слова galley применительно к типам кораблей.

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Master & Commander

Завершая тему


Я думаю, я думаю. – Лучше не думайте, будет только хуже.
          В..Набоков Изобретение Вальса



Я предполагал написать еще один пост по истории работорговли на Западном берегу Африки, но обширные комментарии прошлого поста, думаю, делают его лишним. Поэтому этим постом завершим начатое нами исследование истории капитана (или мастера и коммандера?) английского невольничьего судна. Напомню, что капитан этот в 1793 году ввязался в судебную тяжбу, с другим владельцем английского корабля. Нас, конечно, будут интересовать не юридические тонкости процесса, известного как Tarleton v. M'Gawley, о которых писал уважаемый antoin, а сугубо морской, корабельный аспект.

Об истце нам известно довольно много. Тарлетоны (Tarletons) – это семья состоятельных ливерпульских работорговцев, владевшая двумя десятками невольничьих судов. Глава семьи в тот период (конец восемнадцатого века) – генерал Банастр Тарлетон (Banastre Tarleton) – являлся членом английского парламента и владельцем крупной компании по торговле рабами. Это была заметная в британской истории фигура, один из командующих британской армии во время войны за независимость США в 1775—1781 годах. По свидетельствам современников, Тарлетон в ходе боевых действий проявлял большую жестокость, в том числе во время так называемой Уоксхауской резни (Waxhaw massacre). В литературе встречаются данные ему прозвища «Кровавый Тарлетон» и «Каролинский мясник».


Портрет Банастра Тарлетона кисти Джошуа Рейнольдса, 1782. National Gallery.


Любители американской истории наверняка знают кинофильм «Патриот». Именно Б.Тарлетон послужил протипом для жестокого драгунского полковника Уильяма Тавингтона в исполнении Джейсона Айзекса.




Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Королевская Африканская компания

Корабли Королевской Африканской компании и их маршруты



Как повсюду на свете ― и тут
каждый ломтик пространства велит
столь же тщательно выбрать маршрут,
как тропинку в саду Гесперид.
          И.Бродский. Перед прогулкой по камере





Корабли английских торговых компаний в Спитхеде. 1797. Акварель, Nicholas Pocock. Royal Museums Greenwich


На мой взгляд, мы делаем большую ошибку, когда сравниваем практику использования английского флота на Западном берегу Африки с Ост-Индией, например, или с Вест-Индией, или с Америками. В Африке существовали особенности, которых не было в других рагионах. На Западном берегу европейцы практически не устраивали поселений, были лишь форты и купеческие фактории. Европейцы не везли туда женщин. Практически не смешивались с местным населением, за исключением, возможно, португальцев. Не стремились в глубь континента, кроме, может быть, нескольких одержимых паганелей. Они не могли подчинить большие территории, уничтожив местного деспота и завладев его тапочками: на побережье Африки не было централизованных общественных структур. Проще говоря, до поры до времени европейцы на западном берегу Африки занимались не завоеванием территорий, а торговлей. Поэтому не следует сравнивать, скажем, Королевскую Африканскую компанию с другими, похожими по названию структурами.
Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Невольничьи суда

Опасности, которые грозили невольничьим судам



Если чуток постараться,
Можно заметить хотя б:
Тот, кого продали в рабство,
Не обязательно — раб!
          Новелла Матвеева, СЕРВАНТЕС-ПЛЕННИК



Хочу вынести обозначенную в заголовке тему в отдельный рассказ, так как это поможет разъяснить некоторые особенности службы моряков, вовлеченных в сферу работорговли, а заодно даст ответ на вопросы, поставленные в комментариях к предыдущему посту.

Даже по понятиям того жестокого времени, когда процветала работорговля, и когда пиратские захваты купеческих судов в море были явлением вполне обычным, морская служба на невольничьих судах считалась очень опасной. Опасной как для вложенного в этот вид морской торговли капитала, так и для жизни моряков.


Уильям Тёрнер . Невольничий корабль – Шторм приближается. (1840) Museum of Fine Arts, Boston


Традиционно считается, что самым убыточным для работорговцев являлся так называемый «срединный переход» (the middle passage) в «треугольнике работорговли»: от берегов Африки с грузом рабов к берегам Америки.


Треугольник работорговли. Вся экспедиция невольничьего судна делилась традиционно на три этапа. Первый этап – перемещение товаров из Европы в Африку (ткани, спирт, табачные изделия, бижутерия, металлоизделия, оружие). Товары обменивались на африканских рабов. Второй этап – доставка рабов в Америку.Третий этап - возвращение кораблей в Европу с продуктами рабского труда на плантациях: сахар, табак, ром, хлопок-сырец и т.п.


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Капитаны

Капитаны невольничьих судов



― Не помню, где я читал, ― продолжал Павел Петрович, ― что известный поэт Рембо впоследствии стал спекулятором, даже, кажется, работорговцем, и больше уже ничего не писал.
          В. А. Каверин. Открытая книга


Обратимся теперь к особой категории морских капитанов – к капитанам кораблей, перевозивших рабов. Это были не маргинальные деятели с криминальными задатками, как их иногда изображают, а уважаемые и влиятельные в морском сообществе того времени люди.

Англия являлась ведущей державой мира по трансатлантической транспортировеке рабов. Из шести миллионов африканцев, насильно перемещенных через океан в восемнадцатом веке (а именно этот период нас сейчас интересует) около двух с половиной миллионов, или более 40 процентов, приходится на долю Британии. Она оставила далеко позади своих ближайших конкурентов – португальцев (ок.1,9 млн.) и французов (1,1 млн.).

[Для справки можем отметить, что за три с половиной века работорговли – с 1519 по 1867 г. - из Африки было вывезено около 11 миллионов человек, из которых 9,6 млн. были ввезены в Америку].

Изданный в 1796 году Атлас Вест-Индии (Thomas Jefferys, The West Indian Atlas; or, A General Description of the West Indies)



отмечает, что в конце восемнадцатого века ежегодно из Африки в Вест-Индию вывозили около 72 тысяч рабов, из которых датчане перевезли около 3000 человек, голландцы – ок. 7000, французы – 18 тыс., португальцы – 8000, а всех остальных переместили на своих кораблях англичане. Рабовладельческой столицей мира стал Ливерпуль (из порта каждый год выходило более восьмидесяти кораблей работорговцев), оставивший далеко позади Бристоль и Лондон (по 36 кораблей в год). Еще заметней эта разница будет выглядеть, если в расчет брать общий тоннаж судов, перевозивших рабов (11 633 тонн (Ливерпуль) по сравнению с 2 910 (Лондон) и 2 730 (Бристоль))


Невольничий корабль - National Civil Rights Museum, США
.


Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Post-captain

Пост-капитан



' 'Aubrey? Oh, yes,' said the Admiral, running his dry tongue over his dry lips, like a parrot, 'I know all about him. I have not met him, but I talked about him to people at the club and in the Admiralty, and when I came home I looked him up in the Navy List. He is a young fellow, only a master and commander, you know -' 'Do you mean he is pretending to be a captain?' cried Mrs Williams, perfectly willing to believe it.
'No, no,' said Admiral Haddock impatiently. 'We always call commanders Captain So-and-So in the Navy. Real captains, full captains, we call post-captains - we say a man is made post when he is appointed to a sixth-rate or better, an eight-and-twenty, say, or a thirty-two-gun frigate. A post-ship, my dear Madam.' 'Oh, indeed,' said Mrs Williams, nodding her head and looking wise. 'Only a commander: but he did most uncommon well in the Mediterranean.

— Обри? Ну как же, — отвечал адмирал, поводя головой, словно попугай. — Я знаю о нем все. Сам я его не встречал, но говорил о нем с людьми в клубе и в Адмиралтействе и когда приехал домой, то заглянул в адмиралтейский справочник. Он молодой человек, по чину всего лишь штурман и командир…
— Так он только делает вид, что он капитан? — воскликнула миссис Уильямс, всей душой желавшая, чтобы так оно и было.
— Да нет же, — нетерпеливо оборвал ее адмирал. — У нас на флоте всегда называют командиров кораблей капитан такой-то и такой-то. Настоящих капитанов, полных капитанов мы называем капитанами первого ранга. Капитан первого ранга должен командовать кораблем шестого или более высокого класса, скажем двадцативосьми — или тридцатидвухпушечным фрегатом. Каков ранг корабля, таков и ранг капитана, мадам.
— Ах вот как, — вставила миссис Уильямс, с умным видом кивая головой.

          O'Brian P. Post Captain — London: Fontana, 1975. (О'Брайан П. Хозяин морей: Капитан первого ранга. — М.: «Амфора», 2006 Пер. Виктор Кузнецов)



Такую длинную цитату пришлось вынести в эпиграф, так как ее анализ сыграет определенную роль в дальнейшем нашем рассказе о командных должностях на военных кораблях Англии.

После того, как нам более или менее ясным стало значение такого звания на английском флоте, как Master and Commander, обратимся к новой ступени капитанских званий у английских моряков, а именно к званию Post captain.

В предыдущих наших постах мы незаметно перешли из века семнадцатого в восемнадцатый, и от пластичной структуры командного состава на кораблях английского флота эпохи республики и первых лет Реставрации – к жестко регламентированной иерархии капитанов различного достоинства.
В конце семнадцатого века, в период првления Вильгельма III (1689-1702), английский флот находился в кампании практически каждое лето, и, чтобы не снижать его боеготовность, было выпущено распоряжение, чтобы экипажи кораблей оставались на них и в зимний сезон.


Неизвестный голландский художник. Погрузка Вильгельма Оранского на корабли в порту Хеллевутслёйс перед отплытием в Англию. 1688-1689 гг. Royal Collection


Collapse )