Category: спорт

Галера, galea, galera, galley

Стиль alla sensile


Стиль alla zenzile: что мы о нем знаем?

Что-то мы все кругами ходим, нет чтобы все расставить по своим местам и пойти дальше. Но не получается. И не только у нас одних. И вот почему. Кроме нескольких важных размеров, как-то ширина корпуса на мидель-шпангоуте, глубина трюма и длина весел, - ничего о системе alla sensile нам НЕИЗВЕСТНО. Все опубликованные схемы и рассуждения – это результат сравнения с античными аналогами,  результат испытаний построенных реплик, таких как копия античной триремы Olympias, и результат нашей прославленной дедукции. Всё.

Еще в середине семидесятых годов девятнадцатого века французский адмирал и морской историк Жюрьен де ла Гравьер в парижском журнале Revue des Deux Mondes, постоянным корреспондентом которого он являлся, поместил статью, в которой в категоричной форме отрицалась «возможность оснащения галеры тремя веслами и тремя гребцами на одной банке, не только в случае трирем Древней Греции и Рима, но также и в случае относительно современных галер Венеции и Генуи.» Такая категоричность возмутила другого адмирала, на этот раз итальянского, Луиджи Финкати, который решил «на пальцах» объяснить французскому коллеге, а заодно и всем другим сомневающимся, возможность оснащения галеры ad tres remos ad banchum (тремя веслами на банку). Он изготовил большую модель венецианской галеры XVI века, которая была представлена посетителям Международной Географической выставки в Венеции в 1881 году. 


 

 

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (11)


Стиль alla sensile: галеры Карла Анжуйского

 

Кораблестроительное искусство, говоритъ Г. Дюгамель, было-бы многимъ легче и простѣе, ежели бы дѣло состояло въ томъ,   чтобъ дать   Кораблю одно какое нибудь качество,   но трудность предстоитъ въ собраніи и совокупленіи всѣхъ нужныхъ качествъ въ одномъ и томъ же Кораблѣ.

А.А.Шишков Морской словарь по кораблестроению

История иногда настолько повторяет сама себя, что невольно начинаешь понимать сторонников академика Фоменко, которые не устояли перед соблазном сделать из этого новую религию.

Создание флота в сицилийском королевстве при Карле Анжуйском повторилось почти в точности при создании нашего флота при Петре. Как в том, так и в другом случае фигурировала некая модель галеры, у сицилийцев – «красная галера из Прованса», у нас - галера из Голландии, по образцу которой, как портной по лекалу, «сшили» первые боевые корабли будущих больших флотов. Как и в том, так и в другом случае галеры-родоначальники этих флотов заслуживают самого достойного памятника в бронзе или в граните. Но нет таких памятников на нашей Земле.

Однако хватит о грустном. Итак, мы установили, что самые ранние документы, которые проливают некоторый свет на использование системы гребли alla sensile, датируются промежутком между 1269 и 1284 гг.  и относятся к бумагам из канцелярии короля Сицилии Карла I Анжуйского. Самое замечательное в этих бумагах то, что содержащихся в них сведений хватило, чтобы создать первую в истории корабля реконструкцию поперечного сечения галеры и системы гребли, основанную не на гипотезах, а на дошедших до нас документальных данных. Реконструкция эта осуществлена профессором Джоном Прайором. Не все в ней безупречно, но для наших рассуждений о стилях гребли материала более чем достаточно. 



 

Collapse )

 


Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (10)


Стиль alla sensile

Приблизительное уменье -  
Как сварганенный наспех дом:  
Если даже не мстит немедля,  
То обрушивается потом.

Р.Рождественский «О Мастерах»

Отчаяние – это первое чувство, которое охватывает любого исследователя, решившего проникнуть в тайны зарождения стиля гребли alla sensile.

Мы уже рассмотрели кратко имеющиеся графические свидетельства начального этапа развития этого стиля. Проанализировали также иллюстрации из Мадридского манускрипта Иоанна Скилицы и замечательные иллюстрации к поэме монаха Петра Эболийского. И выдвинули гипотезу, что эти изображения могут быть первыми ласточками системы гребли alla sensile. Но ничего основательного в подтверждение этой гипотезы ни мы, ни кто-либо другой предложить не смогли. А приблизительное знание сродни приблизительному умению, о котором писал Роберт Рождественский. Вот небольшая иллюстрация к его замечательным строкам из интересующей нас области. Когда в 1985 начали строить копию античной триеры Olympias, в качестве основного значения для перевода мер из старинных источников в метрические взяли соотношение: один классический афинский локоть (cubit) равняется 0,444 м. Но когда гребцы-энтузиасты сели за весла вновь построенной реплики, оказалось, что они очень стеснены в своей работе. Расстояния между уключинами (interscalmia), а значит и расстояния между банками, составлявшего два локтя, или при нашем коэффициенте перевода, ок. 89 см, оказалось недостаточно для свободного, а стало быть и эффективного, гребка. 

 

Пришлось снова вернуться к первоисточникам. Оказалось, что размеры там даны в более ранних архаических локтях, который равнялся 0,49 м и стало быть давал интерскалмиум равный 0,98 м. Пустяк, вроде бы, неполные 10 см разницы, но эти сантиметры в значительной степени порушили все планы точного воспроизведения знаменитого корабля античности.

 

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (9)

Гемиолия

Трусость - это   некая   душевная   слабость,   выражающаяся   в неспособности противостоять страху, а трус вот какой человек. В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подыматься волны, спрашивает, нет ли среди плывущих непосвященного в мистерии. И подымая затем голову к кормчему, выспрашивает у того, держит ли он правильный курс в открытом море и что думает о погоде; а своему соседу говорит, что видел зловещий сон. Затем снимает свой хитон, отдает  рабу и умоляет высадить его на берег.

Теофраст Характеры (Пер. Стратановского Г.А)

Вроде бы надо закругляться с рассказами об Античном стиле гребли, и так уже глава становится необъятной, но классическая тема так затягивает, что отступиться от нее нет сил. Поэтому еще один небольшой пост.

 
 

 

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (8)


Тригемиолия Самофракийская

 

Не правда ли - примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощённый,
Пленяет взор потомка восхищённый
И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти (Пер. Е.Солоновича)

Ника Самофракийская… На мой взгляд, это лучшее творение, когда-либо созданное человеком из камня. Где-то к нему приблизился Роден, оставаясь однако, на почтительном расстоянии. 

  


 

Collapse )
 

Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (7)

Hemiolia и trihemiolia

Здоровый мозг даже решительно отказывается понимать эти абсурды.    

Б.М. Маркевич. Марина из Алого Рога




 

В статье, опубликованной в The International Journal of Nautical Archaeology (36.2, 2007) Alec Tilley следующим образом находит выход из положения, в которое попали морские историки с объяснением происхождения названия hemiolia, относящегося по преимуществу к пиратским кораблям IV века до н.э:

Hemiolia вероятно имела двух гребцов на банку в средней части судна, где оно достаточно широкое, и только одного гребца на банку в носовой и кормовой части, где судно ỳже.

 

Collapse )

 


Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (6)

Три стиля гребли (продолжение)

И когда наступило утро, и засияло светом, и заблистало, у царя расправилась грудь, и он стал ожидать конца рассказа и говорил про себя: «Клянусь Аллахом, я не убью ее, пока не услышу остаток ее рассказа».
          Тысяча и одна ночь

Рассказывая об античном стиле гребли, мы ограничились лишь афинской триремой. Но ведь в те стародавние времена были и другие типы кораблей. Их названия у многих, так или иначе сталкивающихся с древней историей, на слуху. Но далеко не все могут дать ясный ответ, на основе каких принципов создавались эти названия. Попытаемся коротко объяснить этот принципы, по крайней мере, на основе господствующих сегодня представлений. Грубо говоря, все корабли древних греков по названиям их типов можно разделить на две категории. Корабли из более древней категории получали свои названия по общему количеству весел. Так, название pentekontoros включало в себя число «50» (πεντήϰοντα) и первоначально относилось к судну, имеющему 50 весел. По этому же принципу формировались названия кораблей с 20 веслами (eikosoros) и с 30 (triakontoros). Но в дальнейшем стал использоваться другой принцип, положенный в основу формирования названий типов кораблей, когда число, входящее в название корабля, обозначало уже не количество весел, а число гребцов в поперечном сечении корабля. Правда, невыясненным до конца остается вопрос, относится это число ко всему поперечному сечению, или определяет количество гребцов на каждом борту поперечного сечения. Взглянем для примера на современную шлюпку.  
 

Уставшие гребцы нашей ротной «шестерки» ощущают себя гребцами моноремы (монеры) или биремы (диеры)?

 

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (5)


Три стиля гребли

«И Шахразаду застало утро, и она прекратила дозволенные речи.

И Дуньязада сказала своей сестре Шахразаде: «Как хороши эти диковинные повести и удивительные рассказы».

И Шахразада воскликнула: «О, куда этому до того, что я расскажу вам в следующую ночь, если буду жить и царь пощадит меня!»

                          Тысяча и одна ночь.

 

Мы рассмотрели кратко историю систем гребли на галерах средних веков и эпохи Возрождения, однако все наши выводы, касающиеся ранних этапов этой истории основывались лишь на немногих изображениях и скудных описаниях, которые могут быть истолкованы различно. Приведенный нами вариант развития галеры разрабатывается Дж. Прайором и его сторонниками, но имеются и другие подходы. Чтобы попробовать глубже разобраться в этом, направимся в более отдаленные эпохи, в которые, как мы увидим, были заложены принципиальные основы систем гребли на галерах.

Античный стиль

Даже в наши дни стиль этот мало известен и продолжает оставаться предметом горячих споров. В течение двух или трех последних веков было выдвинуто большое число различных гипотез. Однако очень часто эти гипотезы оказывались несостоятельными, так как противоречили законам механики, физиологии, сопротивления материалов и другим законам природы. Активное участие в обсуждении этих гипотез принимали участие офицеры королевского Галерного корпуса Франции, знавшие этот предмет не понаслышке. Они выдвигали вполне реалистичные модели возможных систем гребли, внося тем самым вклад в развитие представлений об этом предмете.

 

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (4)


Галера из книги Петра Эболийского

Итак, перейдем к новому этапу в изображениях западноевропейских галер, который начался с появления на рубеже XII и XIII веков замечательных иллюстраций к поэме монаха из Эболи Петра, придворного поэта императора Священной Римской империи Генриха VI, которая называлась «Книга во славу императора, или о делах сицилийских» (Liber ad honorem Augusti sive de rebus Siculis). Поэма известна также под названием «Carmen de motibus Siculis». Основная ее часть была посвящена попытке Танкреда, незаконнорожденного сына Рожера III, захватить контроль над Сицилией. Право на Сицилию оспаривала жена Генриха VI Констанция Сицилийская, дочь Рожера II. Нас во всей этой истории будет интересовать эпизод с захватом Констанции в плен в Салерно и переправка ее на корабле к Танкреду на Сицилию. Этот эпизод сопровождается иллюстрацией интересной во всех отношениях.

 



 

 

Collapse )
Галера, galea, galera, galley

Системы гребли (3)

Галера на миниатюрах рукописи Иоанна Скилицы

Иллюстрации из Мадридского манускрипта Иоанна Скилицы крайне важны для рассматриваемой нами истории галеры, поэтому остановимся на них более подробно.

В начале XVIII века в королевскую библиотеку Мадрида поступила рукопись под заголовком «Обозрение истории» (Σύνοψις Ἱστοριῶν), написанная советником византийского императора (1081—1118)  Алексея Комнина  Иоанном Скилицей (точные даты рождения и смерти неизвестны, предположительно 1040 – после 1101). Хроника охватывала период со смерти Никифора I в 811 году до свержения Михаила VI в 1057 г. Она явилась логическим продолжением летописи Феофана Исповедника. Существует продолжение «Обозрения истории», доведённое до 1079, однако принадлежность его Скилице оспаривается. В настоящее время эта рукопись известна под названиями Madrid Skylitzes, Codex Græcus Matritensis Ioannis Skyllitzes, или Skyllitzes Matritensis.

 

Collapse )